Лечебная зарядка для детей с сколиозом должна проводиться под наблюдением врача или специалиста по физиотерапии. Важно выбирать упражнения, которые способствуют укреплению мышечного корсета, улучшению осанки и увеличению гибкости позвоночника. Зарядка должна начинаться с разминки, чтобы подготовить мышцы и связки к нагрузкам, а затем включать специальные упражнения, направленные на выравнивание и корректировку положения позвоночника.
Каждое занятие должно проводиться в спокойной, расслабленной атмосфере, при этом внимание следует уделять правильной технике выполнения движений. Упражнения лучше всего выполнять регулярно, соблюдая рекомендованное количество повторений и подходов. Важно контролировать состояние ребенка, останавливаясь при появлении дискомфорта или боли, чтобы занятия приносили только пользу и способствовали улучшению состояния его здоровья.
- Лечебная зарядка должна включать мягкие растяжки и укрепляющие упражнения для спины.
- Важно учитывать степень и тип сколиоза, адаптируя занятия под индивидуальные особенности ребенка.
- Упражнения следует выполнять под руководством опытного специалиста, чтобы избежать травм.
- Рекомендуется сочетать зарядку с игровыми элементами для повышения интереса у детей.
- Регулярность занятий – ключевой фактор для достижения положительного результата.
- Обязательно следить за осанкой и дыханием во время выполнения упражнений.
В условиях современности основная задача школы заключается в том, чтобы максимально развить личность ребенка, принимая во внимание его уникальные психофизиологические характеристики, здоровье, а также пожелания и потребности как самого ребенка, так и его семьи и общества. Это имеет особую значимость для образовательного учреждения в городе Надым, а именно для начальной школы № 2 и Центра детского творчества, где проводятся занятия лечебной физкультуры.
Муниципальное образовательное учреждение
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рекомендации по лечебной гимнастике для детей с нарушением
поддержки осанки и начальных стадий сколиотических нарушений.
для учителей физического воспитания
в общеобразовательных учреждениях и педагогов допобразования.
А также для детей младшего и среднего школьного возраста.
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
В современных реалиях задача школы заключается в обеспечении наиболее полного развития ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических свойств, здоровья, а также желания и интересов самого ученика, его семьи и общества. Это особенно актуально для образовательного учреждения, которое представляет собой начальную школу № 2 и «Центр детского творчества», где практикуются занятия лечебной физкультурой.
По данным Министерства здравоохранения, Министерства образования РФ, Российского врачебно-физкультурного диспансера при профилактических осмотрах детей, проводимых врачами физкультурных диспансеров различных регионов страны, сколиозы регистрируются до 6%, а нарушения осанки до 35-65% .
Лечебная зарядка для детей с сколиозом должна начинаться с оценки состояния ребёнка. Я всегда советую родителям обратиться к врачу, который сможет оценить степень деформации и подобрать индивидуальную программу упражнений. Это важно, так как чрезмерные или неправильные нагрузки могут лишь ухудшить состояние спины. При разработке зарядки я акцентирую внимание на поддержке правильной осанки, улучшении гибкости и укреплении мышечного корсета.
В процессе выполнения упражнений я рекомендую следить за тем, чтобы ребёнок не испытывал дискомфорта или боли. Всё должно проходить в комфортном темпе, без резких движений. Упражнения желательно выполнять в спокойной обстановке, уделяя внимание дыханию. Например, можно включить музыку, которая поможет создать расслабленную атмосферу. Я рекомендую включать в зарядку такие упражнения, как наклоны, повороты туловища, а также растягивающие движения, которые способствуют улучшению кровообращения в мышцах спины.
Кроме того, важно периодически пересматривать и корректировать программу упражнений по мере роста ребёнка и изменений в его состоянии. Я подчеркиваю, что регулярность занятий значительно влияет на эффективность лечения. По моим наблюдениям, если дети занимаются хотя бы 3-4 раза в неделю, это приносит заметные результаты. Не забывайте также об обязательных перерывах, чтобы избежать перегрузок и усталости мышц, что тоже играет важную роль в процессе реабилитации.
По этой причине в рамках научно-методической работы, проводимой Департаментом образования администрации Надымского района и Центром детского творчества, решается широкий спектр задач, связанных с педагогическим, психологическим и, конечно же, медицинским сопровождением каждого ученика. Это включает в себя создание условий для индивидуального подхода, планирование путей обучения, развития и коррекции здоровья.
В этой связи предлагаю разработать методические рекомендации, обобщающие опыт работы в учебном заведении:
1. Дифференцированный подход обучения к оздоровлению детей с нарушением осанки.
2. Улучшение методов адаптации выпускников школы к самостоятельной жизни с учетом их индивидуальных характеристик здоровья.
3. Валеологическая карта школьников.
4. Рекомендации по лечебной гимнастике для детей, страдающих от нарушений осанки и начальных стадий сколиоза.
5.Комплексное оздоровление по физическому воспитанию учащихся со сколиотической болезнью и нарушением осанки как часть системы физического развития в школе здоровья: часть 1-ая лечебная физкультура.
На основе упомянутых частей комплексно-методических рекомендаций по физическому воспитанию учеников и опыта лечебной физкультуры была также подготовлена специальная пособие для педагогов допобразования и учителей физической культуры в общеобразовательных школах, направленное на работу с детьми, у которых выявлены проблемы с осанкой и сколиозом на начальных стадиях.
Исследуемая и запланированная работа в начальной школе № 2 показывает, что интересы и возможности охватывают не только области педагогики, психологии, валеологии и медицины, но и акмеологии — науки о закономерностях физического, когнитивного, эмоционально-нравственного, волевого и профессионального роста, что особенно актуально в контексте школы здоровья. В учреждении постоянно формулируются критерии эффективного решения профессиональных задач, осуществляется творческий подход и целенаправленная работа по развитию творческих способностей учащихся. Творческое начало развивается, по сути, на основе акмеологической концепции самосовершенствования.
Оптимально организованное разноуровневое дифференцированное обучение позволяет учителям максимально развивать личность каждого ребенка посредством соответствующих образовательных программ, форм и методов работы.
Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в школе № 2 основаны на педагогической, психологической и медицинской диагностике. Этот процесс начинается с приемов детей в школу, включает в себя детальные интервью с учителями, воспитателями и психологами после прохождения медицинской проверки.
Понимание и внимательное отношение учителей начальной школы к индивидуальным психофизиологическим характеристикам каждого будущего ученика, состоянию его здоровья и уровню готовности к школьному обучению содействует успешной реализации процесса дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания и развития ребенка. На практике разноуровневая подготовка начинается уже в начальной школе: выделяются одаренные учащиеся, работающие по ускоренной программе, основная масса детей, которые осваивают обычный уровень знаний, а также отдельные ученики, нуждающиеся в дополнительной систематической коррекционной поддержке.
Данные дают объективную информацию учителю об ученике и одновременно школьнику о самом себе, формируют в определенной степени критерии его самооценки, способствуют самоопределению, а в результате самопознания ведут к дальнейшему самовоспитанию и, естественно, саморазвитию.
Поскольку процесс обучения, воспитания и развития в условиях школы здоровья осуществляется с разноуровневой дифференциацией, что связано с дополнительными умственными и физическими нагрузками, контроль за здоровьем учащихся, уровнем утомляемости и работоспособности становится особенно важным. Поэтому в школе будут созданы дневники здоровья с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, его склонностей и интересов.
Если индивидуальный подход подразумевает внимательное отношение к личности каждого ученика, его творческим способностям и предполагает разумное сочетание групповых и индивидуальных занятий по ЛФК для повышения качества обучения, то дифференцированный подход можно рассматривать как необходимое условие для успешного применения индивидуального подхода.
Дифференциация является основополагающей системой для всего процесса обучения и воспитания. При этом, говоря о дифференцированном обучении, мы подразумеваем технологию персонализированного подхода к учащимся с целью выявления их уровня подготовки, возможностей и способностей, а также исходной профессиональной направленности, с целью максимального развития каждой личности на протяжении всего периода обучения и воспитания.
Целью проекта является формирование основ здорового образа жизни, жизнестойкого, физически совершенного, творчески развитого ребенка во взаимодействии с формированием осанки детей.
Ключевые задачи обучения детей с нарушениями осанки заключаются в следующем:
— укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию;
-развитие устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
— формирование двигательных навыков;
— корректировка существующих проблем с осанкой;
-формирование и закрепление навыка правильной осанки;
— увеличение уровня физической работоспособности;
— развитие правильного дыхания;
— приобретение знаний о своем организме и роли физической активности.
Задачи обучения решаются на основе овладения и совершенствования двигательных умений и навыков, основных двигательных качеств в пределах возможностей организма детей в каждом конкретном случае (возраст, пол, сочетание здоровья и т.д.).
Методы и формы проведения занятий.
Форматы лечебной физкультуры для детей с нарушениями осанки разнообразны: утренняя гимнастика, занятия ЛГ, самостоятельные тренировки, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Упражнения для коррекции и укрепления осанки приведены в приложениях.
Основным средством обучения являются физические упражнения. Основными методами, используемыми на занятиях являются: наглядный, объяснительно-иллюстративный метод обучения, практический, включающие в себя:
— объяснения, команды, подсчет, задания, разбор, методические рекомендации и оценки;
— разучивание упражнений по частям и целиком;
— игровые методы, повышающие интерес к занятиям;
— демонстрация наглядных материалов, показ упражнений педагогом, использование звуковых сигналов;
— практическое выполнение упражнений.
Необходимо подчеркнуть, что только комплексное использование основных средств и методов физической реабилитации даст возможность эффективно скорректировать сколиоз, проблемы с осанкой и плоскостопие.
Дополнительный материал для методического пособия разработан в соответствии с примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).
В начальной школе № 2 для детей организовано дифференцированное обучение, воспитание и развитие, сочетающееся с коррекцией, оздоровлением и реабилитацией как в процессе обучения, так и в внеучебное время. Таким образом, помимо комплекса педагогических, психологических и оздоровительных задач также решаются и акмеологические задачи, где происходит связь между профилактикой и оздоровлением, воспитанием и самовоспитанием, образованием и самообразованием, развитием и самосовершенствованием.
Важность техники выполнения
Для того чтобы занятия лечебной физкультуры при сколиозе у детей были результативными, важна не только регулярность тренировок, но и правильная техника выполнения упражнений. Если к занятиям подходить небрежно, можно не достичь желаемого результата. Следует выбирать комплекс упражнений, опираясь на возраст ребенка. Для дошкольников и младших школьников задания должны подаваться в игровой форме. Тренировка не должна превышать 15-20 минут — в противном случае внимание ребенка ослабеет, он перестанет проявлять активность и будет отвлекаться, что непременно отразится на качестве занятий.
Упражнения для малышей должны быть максимально простыми. К сожалению, традиционные упражнения ЛФК обычно бывают сложными для выполнения — это влечет за собой ошибки детей. Такие упражнения оказываются бесполезными, а иногда могут и навредить здоровью ребенка.
Добавьте музыку во время гимнастики! Музыка сделает занятие более динамичным, и ребенок будет заниматься с удовольствием.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок выполнял упражнения плавно, не спеша. Мышечные группы должны равномерно напрягаться.
Особенности ЛФК для детей постарше
Детские программы для школьников занимают больше времени по сравнению с младшими детьми. Тренировки для детей младше 7 лет не должны длиться более 25 минут, а для старших можно постепенно увеличивать продолжительность.
Если малыши выполняют самые простые упражнения, то школьникам можно чередовать простые упражнения с более сложными. Но обязательно контролируйте технику выполнения упражнений — это очень важно для достижения результата.
ЛФК при сколиозе у детей
Основная цель лечебной физкультуры в данном случае заключается в снижении нагрузки на позвоночник и укреплении мышц спины. Ребенок растет, и сильные мышцы помогут исправить искривление по мере его роста.
Важно понимать, что лечебная гимнастика может привести к выпрямлению позвоночника ребенка только в тех случаях, когда искривление имеет функциональный характер. Если же сколиоз носит структурный или органический характер (то есть с наличием стабильного компонента искривления), то лечение при помощи физкультуры не станет успешным.
Сколиоз 1 степени у детей, представляющий собой наименее выраженную форму, допускает самостоятельное выполнение основных упражнений, так как нагрузка на позвоночник при них минимальна, что снижает риск усугубления ситуации. Особенно эффективны симметричные упражнения, которые помогают развивать слабые мышцы и поддерживать более сильные в рабочем состоянии. В результате у ребенка формируется правильный мышечный корсет.
Сколиоз 2 степени у детей требует более тщательного подбора упражнений врачом. На этой фазе заболевания врач старается подобрать комплекс, который призван не только увеличить устойчивость позвоночника, но и скорректировать деформацию. Для гимнастики выбираются упражнения, укрепляющие основные группы мышц, что поддерживают позвоночный столб.
Детская физическая активность отличается от взрослой своей простотой. Гимнастические мероприятия для борьбы со сколиозом у детей состоят из трех этапов: разминки, основной части и завершающей.
Перед началом разминки ребёнку следует постараться занять правильную позицию у стены. Для этого он должен встать так, чтобы его ягодицы, пятки и голени касались стены. Затем нужно сделать два шага, не изменяя осанку. Важно при этом дышать спокойно, избегая задержки дыхания.
Разминка: ноги ставятся на ширину плеч, ребёнок поднимает руки вверх, делает вдох, потягивается и на выдохе опускает руки, сохраняя осанку в правильном положении.
После этого в разминку добавляют круговые движения плечами, а также сгибание ног в коленях с одновременным подтягиванием их к животу.
При наличии диагноза «детский сколиоз» программа лечения с помощью физических упражнений (основная часть гимнастики) должна быть назначена врачом. Основная часть гимнастического комплекса должна учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Лфк при сколиозе у детей
Согласно медицинским описаниям, детский сколиоз является довольно распространенной патологией. Объясняется это быстрым ростом и эластичностью опорно-двигательного аппарата в юном возрасте. Важно выявить и остановить развитие проблемы на раннем этапе. Только в таком случае возможно полное избавление от заболевания. При постановке диагноза пациенту прописываются специальные упражнения от сколиоза для детей.
Ребёнок ложится на спину, ноги выпрямлены, руки располагаются вдоль тела. Затем одновременно поднимает обе руки вверх, касаясь пола и максимально вытягивая позвоночник. Обе лопатки при этом тоже должны плотно прилегать к поверхности. После хорошей растяжки руки опускаются обратно, и это повторяется несколько раз.
Находясь в положении на спине, сгибаем руки в локтях и прижимаем их к телу, одновременно упираясь локтями в пол. Затем нужно поднять грудную клетку вверх, стараясь сильно прогнуть позвоночник. Оставаясь в этом положении на 1-2 секунды, возвращаемся обратно на пол. Рекомендуется выполнять это упражнение 5-6 раз.
Находясь на спине, руки сгибаем в локтях, ладони укладываем на пояс. Затем поочередно поднимается каждая нога, не сгибая её, вытягивая носок как можно дальше. Это упражнение следует повторить 5-6 раз.
Выполняем упражнение «лодочка». Ложимся на живот, выпрямляемся, руки вытягиваем вперед и соединяем вместе. Теперь нужно одновременно оторваться от поверхности ногами и руками, напрягая мышцы спины. Тянемся руками и носочками 2-3 секунды, после чего опускаемся на пол и расслабляем спину.
Далее выполняем упражнения в сидячем положении. Необходимо выпрямить спину, вытянуть ноги перед собой, затем согнуть одну ногу и прижать колено к груди. При этом спину нельзя округлять, а носок другой ноги нужно вытягивать вперед. Удерживайте позу несколько секунд и вернитесь в начальную позицию. Аналогично повторите для другой ноги.
Лежа на спине, сгибаем ноги и подтягиваем колени к груди, обхватываем их руками и поднимаемся в сидячее положение, при этом спину необходимо держать прямо, расправить плечи и поднять подбородок. Это стоит повторить не менее 3 раз.
Выполняется стоя. Берем в руки гимнастическую палку и заводим за спину. С обеих сторон палку удерживаем согнутыми руками. Теперь необходимо одновременно потянуть оба конца палки вперед, прижимая ее к спине и оставаться в таком положении секунд 10-15. Можно походить так по кругу, выполнить несколько наклонов в стороны, приседания.
В положении на животе вытягиваем руки вперед и держим гимнастическую палку. Напрягая спину, поднимаем корпус и приподнимаем палку на 10-15 сантиметров от пола. Затем опускаем и расслабляем мышцы. Минимум 5 повторений.
Стоя у стены, следует плотно прижаться к её поверхности головой, плечами, ягодицами и пятками. Плечи должны быть расправлены, подбородок поднят. В таком положении желательно оставаться около минуты.
Выполняется на четвереньках. Одну ногу вытягиваем как можно сильнее назад и наклоняем корпус к полу, стараясь прикоснуться грудной клеткой к поверхности. Подбородок нужно держать поднятым. Возвращаемся в исходную позицию и повторяем с другой ногой. Достаточно по 2 упражнения для каждой ноги.
Садимся на пол, сгибаем ноги. Наклоняемся вперед, стараясь дотянуться до пола ладонями. Удерживаем эту позицию 4-5 секунд и выпрямляемся. Сидя на полу, вытягиваем ноги, упираясь ладонями в пол за спиной. Сгибаем одну ногу в колене, подтягиваем к себе, а затем опускаем обратно, одновременно сгибая вторую ногу. Спина остается прямой, плечи расправлены.
Эффективные результаты показывают растягивания на шведской стенке, фитболе, а также упражнения «ножницы» и «велосипед».
Очень полезно при сколиозе ходить с книгой на голове: стараясь удержать книгу, ребенок тренирует мышцы спины и шейного отдела, выравнивает осанку. Делать это нужно хотя бы раз в день, по 5-10 минут.
Существует базовый комплекс ЛФК, который помогает восстановить осанку ребенка, избегая травм позвоночника. Ознакомиться с комплексом ЛФК при сколиозе у детей можно с помощью приведенных ниже примеров трех последовательностей.
Сначала делаем разминку, потом переходим к комплексу. Упражнения повторяются от 5 до 10 раз.
Основные упражнения выполняют: стоя, в положении лежа, находясь на четвереньках:
- Спина прямая, двигаемся на месте.
- Руки вверх, идем на носочках, поднимая бедра как можно выше.
- Поднимаемся на носочки, руки тянем вверх.
- Выполняем приседания на носочках, руки разведены в стороны.
- Стандартные приседания с руками вперед. При спуске – вдох, поднимаясь – выдох. Спина прямая.
- Поднимаем ноги поочередно, сгибая в коленях и фиксируя положение.
- Руки на плечах, локти в стороны. Выполняем вращательные движения руками.
- Становимся к стене, прижимаем спиной. Делаем приседания до угла 90 градусов в коленях. Фиксируем положение, возвращаемся в исходное положение.
- Ложимся на спину, вытягиваем руки вверх и ноги вниз.
- Ставим замок из рук за шеей, правым локтем тянем к левому колену. То же самое делаем для левого локтя, тянем к правому колену.
- Выполняем упражнение «ножницы».
- Крутим «велосипед», руки за головой или вдоль тела.
- Ноги вместе, согнуты, расправляем руки в стороны. Выполняем повороты: головой влево – ноги вправо и наоборот.
- Тянем одно колено к груди с помощью рук, затем другое.
- Переворачиваемся на живот и выполняем вытяжение: корпус прижат к полу, руки и ноги тянем в стороны около 5 минут. Начинайте с минуты выполнения.
- Делаем замок с руками и поднимаем голову на пару секунд, затем опускаем и расслабляемся.
- Чуть поднимаем ноги и руки от пола, плавно качаемся несколько секунд.
- Сгибаем руки в локтях, ладони на уровне плеч. Выпрямляем их вперед, затем снова сгибаем, соединяя лопатки. Голова немного поднята.
- Имитируем движение в плавании брасом. Прогибаем поясницу, приподнимая голову и верхнюю часть туловища.
- Становимся на четвереньки. Выполняем упражнение «кошка», прогибая и выгибая спину.
- Параллельно поднимаем левую руку и правую ногу, затем наоборот.
- Создаем дугу спиной, тянем по очереди колени к голове.
- Садимся на пятки, ладони на полу. Медленно двигаемся в разные стороны с помощью рук.
- Садимся на пол, сгибая ноги, обхватываем их руками, ложимся на спину и выполняем перекаты вдоль позвоночника.
- Стоя, делаем ручной замок за спиной и идем на пятках.
Не забывайте чередовать упражнения с небольшими перерывами.
Если вам не все упражнения ясны, изучить ЛФК при сколиозе для детей можно, посмотрев видео на нашем сайте.
Закончив комплекс ЛФК, расслабьтесь, отдохните минимум минут 15, восстановите дыхание.
Ниже представлен еще один небольшой комплекс, который рекомендуют профессиональные йоги для лечения сколиоза. Прежде чем начать выполнять упражнения, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Выберите удобную одежду для занятий — она должна свободной, не сковывать движения. Ткани предпочтительно выбирать натуральные. Заниматься физкультурой лучше за час до еды или спустя 2 часа после. Желательно проводить занятия в утренние часы (но это не строгое правило). Перед началом тренировок примите теплый душ или сделайте массаж. Обязательно проветрите помещение, где будете заниматься. Приобретите гимнастический коврик — это самый удобный вариант для упражнений, требующих лежачего или сидячего положения. После всех подготовительных мероприятий обязательно проверьте у ребёнка осанку. Поставьте его к стене так, чтобы он касался её лопатками, ягодицами и пятками. Этот простой шаг позволит вам увидеть правильное положение осанки и следить за тем, чтобы ребёнок поддерживал его во время ЛФК.
Любые физические упражнения нельзя выполнять без предварительной разминки. В особенности разминка важна при лечении сколиоза. Мышцы нужно хорошенько разогреть, чтобы нагрузка на организм не была слишком резкой и не привела к ухудшению состояния или травмам.
Приведем несколько упражнений, которые стоит выполнить ребенку перед основной частью лечебного блока (каждое из них выполняется 8-10 раз):
- Занять исходное положение: тело должно быть ровным, руки опущены по швам, ноги на ширине плеч. Начинайте приседать, поднимая руки перед собой при каждом сгибе. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой. Приседания выполняйте плавно, не спешите — за вами никто не наблюдает. Вдыхайте при спуске и выдыхайте при подъеме;
- Занять исходное положение, ноги на ширине плеч. На «раз» — глубокий вдох и подъем рук вверх; на «два» — потянитесь, не отрывая ног от пола; на «три» — выдохните и опустите руки. Спина остается прямой;
- Стоя ровно, поднимите ногу, согните её в колене и удерживайте в этом положении некоторое время. Повторите с другой ногой.
Когда все мышцы готовы, тело разогрето и мышцы немного растянуты, можно переходить к выполнению основной части упражнений. Здесь представлены упражнения из базового комплекса ЛФК, которые не направлены на коррекцию индивидуальных особенностей протекания болезни. Поэтому перед выполнением данных упражнений обязательно проконсультируйтесь с врачом. Специалист подберет для вас наиболее подходящий лечебный физический комплекс.
Базовый комплекс ЛФК (каждое упражнение следует выполнять по 8-10 раз, по 25-35 секунд):
- Лягте на спину и поднимите ноги. Выполните упражнение «ножницы», сделав 4 подхода по 8-10 взмахов каждый;
- Станьте на четвереньки, не разгибаясь, сядьте на пятки, ладони прижмите к полу. Выполняйте медленные движения в разные стороны при помощи рук;
- Станьте на четвереньки, конечности на уровне плеч. Выполняйте прогибы спины — сначала вверх, затем вниз;
- Встаньте прямо, выпрямите спину, опустите руки по швам. Теперь сведите лопатки вместе и удерживайте в таком положении 5-7 секунд, после чего вернитесь в исходную позицию;
- Займите позицию на четвереньках, вытяните правую руку вперед, а левую ногу назад. Останьтесь в этом положении на несколько секунд, после чего выполните аналогичные действия с противоположными конечностями;
- Лягте на спину, руки раскиньте в стороны, согните ноги в коленях и соедините их. Начните поворачивать голову вправо, при этом опуская колени влево. Удерживайтесь в этом положении несколько секунд, затем вернитесь в изначальное положение. Повторите то же самое для другой стороны.
Базовый комплекс ЛФК
Перед началом упражнений подготовьте коврик для занятий, гимнастическую палку и фитбол, проветривайте помещение. Обратите внимание на то, что одежда и обувь должны быть удобными и «дышащими», не ограничивающими движения. Также не рекомендуется заниматься упражнениями на полный желудок: промежуток от последнего приема пищи должен составлять не менее полутора часов.
Фитболы и медболы для фитнеса
Все занятия начинаются с разминки. Дети должны походить на носочках, подвигать руками в разные стороны, выполнить потягивания и наклоны, хорошенько разогреть мышцы. Для разгрузки позвоночника полезно подвигаться на четвереньках: малышей можно попросить изобразить животных, например, кошку или собаку. После разминки можно приступать к основному комплексу.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение 6
Упражнение 7
Упражнение 8Упражнение 9Упражнение 10Упражнение 11Упражнение 12
Эффективные результаты получают при выполнении растягиваний на шведской стенке, фитболе, а В упражнениях «ножницы» и «велосипед».
Упражнения для коррекции осанки в домашних условиях
Очень полезно при наличии сколиоза тренировать ходьбу с книгой на голове: удерживая книгу, ребенок укрепляет мышцы спины и шеи, улучшая осанку. Это следует делать хотя бы один раз в день на протяжении 5-10 минут.
Приучите ребенка к правильной осанке, чтобы он мог ходить с книгой на голове.
Профилактика сколиоза
Для предотвращения заболевания важно как можно раньше начинать приучать детей к физической активности: регулярно заниматься зарядкой, выбирать активные игры вместо компьютерных, проводить время на свежем воздухе. Контролируйте время, проведенное ребенком за телевизором, компьютером или гаджетами, так как это чаще всего способствует развитию сколиоза.
Как правильно сидеть за компьютером?
Детская кровать должна соответствовать росту ребенка и быть максимально удобной. Рекомендуется выбирать ортопедический матрас, который будет в меру жестким, чтобы позвоночник не прогибался во время сна.
Детский ортопедический матрас
Стол, за которым ребенок занимается, и стул должны Выбираться по росту, быть устойчивыми и удобными. Когда малыш сидит за столом, контролируйте его осанку.
Подбор мебели для здоровья ребенкаОртопедическая мебель
Видео — ЛФК при сколиозе у детей
Плюсы занятий йогой для детей при сколиозе:
- Способствует улучшению осанки и усилению мышечной и нервной систем ребенка.
- Повышает устойчивость к стрессам и нагрузкам в школе.
- Развивает моторные навыки у малышей, такие как прыжки, марширование, баланс и пространственное восприятие.
- Способствует улучшению кровообращения и положительно воздействует на внутренние органы.
- Формирует дисциплину и ответственность, улучшает внимание и сосредоточенность.
- Воспламеняет творческие способности у юных умов.
- Совместные занятия с родителями только укрепят вашу семью и улучшат взаимопонимание.
- Найдите тихое место для концентрации на несительных и выдыхаемых воздухе через нос.
- Удерживайте любую позу 8-15 секунд, учитывая, что время может зависеть от возраста ребенка, начинайте отсчет, когда ребенок окажется в позе.
- Постепенно увеличивайте время удерживания асаны.
- Старайтесь не есть в течение 1-2 часов до занятий.
- Выполняйте упражнения совместно с ребенком, так будет проще следовать за вами.
Перед началом занятий с ребенком обязательно обсудите выполнение нижеописанных упражнений с вашим лечащим врачом!
Асаны для детей со сколиозом
Поза Горы (Тадасана)
Данное упражнение простое в выполнении и очень полезное для улучшения осанки, укрепления мышц спины и ног, уменьшения плоскостопия.
- Встаньте прямо, руки вдоль тела, ноги слегка разведите в стороны.
- Поднимите пальцы ног и мягко раскачивайтесь вперед-назад.
- Постепенно прекратите покачивания, почувствуйте устойчивость в ногах.
- Выпрямите ноги, подтяните колени, ягодицы и живот, плечи немного отведите назад и вниз, расслабьте, выпрямите пальцы рук, подбородок держите параллельно полу, тянитесь макушкой вверх.
- Задержитесь в этом положении в течение 30-60 секунд, дышите глубоко.
Поза Кренделек
Сядьте в позу со скрещенными ногами, положите левую руку на правое колено. Медленно поворачивайте корпус вправо, пока не сможете оглянуться. Правую руку поставьте за спину. Перенесите вес на правую руку. Оставайтесь в этой позиции 5-8 секунд, затем вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны 5 раз.
Поза Саранча (Кузнечик)
Лягте на живот, вытяните руки назад, не касаясь ими пола. На выдохе поднимите ноги, грудь и плечи, смотрите вверх. Задержитесь в этом положении на 5-10 секунд, повторите 5 раз.
Поза Воина
- Встаньте, на выдохе вытяните назад левую ногу, наклоните туловище вперед до параллели с полом, руки вытяните назад, держите спину ровно.
- Удерживайте это положение 20-30 секунд.
- На выдохе вернитесь в исходное положение.
- Повторите с другой стороны. Сделайте по 4-5 раз на каждую сторону.
Поза Тряпичная кукла
- Встаньте прямо, поднимите руки вверх.
- Выдохните и медленно наклоняйтесь вниз, слегка сгибая колени, раскачивая руки и голову из стороны в сторону. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов в этом положении.
- Постепенно поднимайтесь, выпрямляя позвоночник, последним выпрямляйте шею и голову.
Поза Кот-корова
Это упражнение можно сделать в игровой форме, так как тема животных интересна детям. Попросите ребенка занять положение на четвереньках, ручки и бедра должны быть параллельны полу. Попросите его показывать вам поочередно, как быть котом (позднее прогибая спину) и мяукать, а затем коровой (выравнивая спину) и мычать.
Поза Собака мордой вниз
- Примите положение на четвереньках, чтобы бедра и руки были параллельны друг другу.
- На выдохе отталкиваясь от пола, поднимайте ягодицы назад и вверх, выпрямите ноги, стопы должны плотно касаться пола. В этой позе шея, руки и спина должны находиться на одной линии.
- Удерживайтесь в этой позе от 30 секунд до 1 минуты.
- Затем переходите в позу ребенка.
Поза Ребенка (Баласана)
- Сядьте на пятках, разместите руки на коленях.
- На выдохе наклоните грудь и живот к бедрам, руки вытяните вперед (они должны быть расслаблены), лоб коснется пола.
- Закройте глаза, дышите глубоко. Оставайтесь в этой позе 2 минуты или дольше.
Получите бесплатную консультацию!