Гимнастика для глаз в школе является важным элементом профилактики нарушения зрительных функций у детей. Регулярные упражнения помогают снять напряжение с глаз, улучшить их кровообращение и снизить риск развития близорукости, которая стала распространенной проблемой среди школьников.
Включение простых гимнастических упражнений в повседневную практику обучения способствует не только физическому, но и психическому комфорту учащихся. Это особенно актуально в условиях интенсивного использования цифровых устройств, что делает глазные упражнения еще более необходимыми для поддержания здоровья зрения.
Место за партой, черника и упражнения для глаз: мнения офтальмолога о сохранении зрения школьников
Качество зрения оказывает значительное влияние на успеваемость, работоспособность и общее состояние учащихся.
Многие родители переживают за здоровье глаз своих детей из-за возрастных нагрузок в процессе обучения. Как можно защитить зрение школьника? Нужно ли выбирать конкретное место за партой? Как использование современных технологий может повлиять на зрение? На эти вопросы ответил Сергей Хомяков, доктор медицинских наук и главный врач «ИНВИТРО-Москва».
Какие аспекты должны учитывать родители, чтобы обеспечить защиту зрения своим детям? Существуют ли строгие рекомендации по этому вопросу в школьной обстановке?
В советские времена детям с проблемами зрения советовали занимать места за первыми партами. Однако со временем ситуация изменилась. Для детей с хорошим зрением никаких ограничений по выбору парты нет. То же касается тех, у кого есть коррегируемые дефекты зрения.
Для таких детей необходимо обеспечить коррекцию зрения с помощью очков, линз или других методов, чтобы они могли сидеть за любой партой в классе. Наиболее удачно расположены дети-правши, сидящие справа от окон, где естественный свет попадает на их парту с левой стороны.
Многие родители считают, что ученики на первой парте получат больше внимания от учителей. Это действительно так, но здесь вопрос скорее психологического и педагогического характера, чем медицинского.
Какие существуют рекомендации для чтения? Как приучить ребенка следовать им?
Оптимальное расстояние от глаз до книги или другого предмета, с которым работает ребенок, должно составлять длину от локтя до кончика указательного пальца — расстояние Хармона. В среднем для детей оно равно 30-35 см, в то время как для взрослых чуть больше — 40-45 см. Книга или гаджет должны находиться перпендикулярно оси взгляда.
При соблюдении этого расстояния наиболее подходящими являются устройства с размером экрана 10-12 дюймов, так как это учитывает особенности поля зрения. Слишком большие экраны могут вызывать усталость, задействуя периферические участки.
Чтение в лежачем положении возможно, главное — держать книгу или экран планшета перпендикулярно линии зрения. Это способствует большей концентрации, поскольку организму не нужно прикладывать усилия для поддержания позы.
После каждых 20 минут чтения необходимо делать перерывы и переводить взгляд на отдаленные объекты, так мы даем глазам возможность отдохнуть.
Приучать ребенка к правильному режиму зрительных нагрузок можно с помощью игровых методов и установки таймеров на гаджетах, с которыми дети часто работают.
Какое освещение необходимо в классе во время уроков?
Наилучшим для глаз является естественный белый солнечный свет. Уровень освещенности регламентируется документом СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Уровень освещения парты должен составлять 400 люкс. Если используется искусственный свет, цветовая температура не должна превышать 4000 К, яркость — 5000 Кд/м², индекс цветопередачи должен превышать 90, а коэффициент пульсации — быть менее 10.
Спектр света Важен, хотя и не имеет строгих норм. Сегодня доступны светодиоды, близко имитирующие натуральный спектр, и их стоит использовать для освещения в классах, хотя есть и другие варианты.
Как можно помочь глазам отдохнуть между занятиями? Стоит ли избегать гаджетов на перерывах?
Активные игры, требующие быстрой реакции и смены направления взгляда, например, настольный теннис, являются отличным способом отдыха для зрительной системы. Лучше всего в это время избегать использования гаджетов.
Хотя мы знаем о необходимости сокращения времени, проведенного с гаджетами, насколько же они действительно опасны? Улучшает ли качество экранов их безопасность для зрения?
Современные устройства имеют высокое разрешение, плотность пикселей и частоту обновления более 120 Гц. Такие гаджеты значительно безопаснее для зрения по сравнению с предыдущими моделями. Их можно и нужно использовать в процессе обучения. Важно лишь научить детей правильно обращаться с ними как с точки зрения контента, так и в плане режима взаимодействия с устройством и социальным окружением. Гаджеты не должны полностью заменять традиционные методы социализации.
Что еще возможно сделать дома в свободное время? Насколько эффективна гимнастика для глаз? Сколько часов нужно спать?
Вне школьного времени необходимо гулять не менее 2 часов в день на естественном свету.
Эффективность упражнений для глаз пока не имеет научного подтверждения. Тем не менее смена режима нагрузки, фокусировка на удаленных объектах и рассматривание сложных форм под солнечным светом полезны и помогают снять зрительное напряжение.
Необходимо спать как минимум 7-8 часов. Оптимально ложиться около 9-10 вечера, когда начинается активная выработка мелатонина — гормона, обеспечивающего нормальный сон и другие процессы в организме.
Существует ли особая диета или витаминные добавки, которые могут улучшить зрение ребенка? Способна ли известная черника защитить глаза?
Черника, как и многие другие добавки, по сути, являются мифом. Ранее считалось, что антоцианозиды в ней могут улучшить зрение, хотя конкретные механизмы их действия не были ясны. Из того, что более или менее доказано, — каротиноиды. Зеаксантин и лютеин активно участвуют в функционировании зрительной системы на уровне пигментного эпителия сетчатки.
Современные дети, живущие в городах, получают достаточное количество этих микронутриентов с пищей. Тем не менее, если врач рекомендует дополнительные приемы, с ними отказываться не следует.
Как часто необходимо проходить осмотр у офтальмолога и в каких ситуациях стоит обратиться к врачу незапланировано? Какие изменения в поведении или самочувствии ребенка должны насторожить родителей?
Все дети должны проходить профилактический осмотр у офтальмолога перед школой, а затем — в 7, 10, 14, 15 и 16 лет.
Если вы заметили у ребенка упадок успеваемости, жалобы на головные боли, ощущение жжения или «песка» в глазах, нежелание делать домашние задания и трудности с чтением или письмом, не следует затягивать и искать педагогические причины — начните с визита к офтальмологу. Это может свидетельствовать о некорригированной дальнозоркости или бинокулярных нарушениях, или же о начале прогрессирования миопии. В таких случаях, а также при других заболеваниях, необходимо чаще посещать офтальмолога — чаще 1-2 раз в год.
Упражнения для глаз в школе
По информации НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, каждый третий школьник страдает от ухудшения зрения. В начальных классах миопия наблюдается примерно у 8-10% детей, к окончанию образовательного процесса этот показатель достигает 25-30%. Близорукость возникает из-за чрезмерного напряжения глаз, когда ребенок долго сосредоточен на близких предметах, таких как книги, тетради или альбомы для рисования.
В результате яблоко глаза удлиняется, и изображение на сетчатке начинает расфокусироваться. Таким образом, «ближнее» зрение ухудшается за счет «дальнего», и ребенок жалуется на плохую видимость удаленных объектов.
Человек получает 90% информации об окружающем мире благодаря зрению. Поэтому, как бы это ни звучало, беречь зрение нужно с детства! Нагрузка на глаза современных школьников высока, а отдых им предоставляется лишь во время сна. В эпоху цифровых технологий нашим глазам действительно не повезло. Проблемы со зрением становятся все чаще у детей младшего и среднего школьного возраста, и болезнь все более «молодеет».
Основными причинами, вызывающими глазные недуги, врачи называют чрезмерное увлечение компьютерными играми и длительный просмотр телевизора. Вместо умеренного чтения книг, прогулок на улице и игр с ровесниками, школьники часто проводят внеучебное время у экранов. Такое времяпрепровождение не может благоприятно сказаться на здоровье их глаз. Основной недостаток долгого сидения у компьютера в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, подвержены длительному напряжению и быстро устают. Если ребенок постоянно находится за экраном, его зрение начинает стремительно ухудшаться.
Что же делать? Запретить любимые мультфильмы или компьютерные игры было бы неправильно и жестоко. Однако есть выход — нужно ограничить время, проведенное за экраном. Родители должны следить за тем, чтобы ученики чередовали напряженную деятельность (чтение, письмо) с отдыхом.
Для снятия напряжения с глаз врачи рекомендуют ежедневно выполнять гимнастику для глаз. Такие тренировки являются эффективным методом профилактики заболеваний зрения у школьников. Если с раннего возраста приучить ребенка заниматься гимнастикой для глаз, это станет хорошей привычкой на всю жизнь. Регулярные упражнения помогут сохранить ясность зрения, а если у школьника уже имеются проблемы, гимнастика поможет предотвратить дальнейшее ухудшение.
Наиболее распространенные нарушения зрения (миопия, гиперопия, астигматизм, косоглазие) связаны с изменениями в форме, размере и положении глазного яблока, что искажает способность глаза фокусировать изображение на сетчатке. Нужно ли говорить о том, сколько неудобств приносит плохое зрение его обладателям?
Зрение можно и нужно восстанавливать!
Восстановление зрения возможно и необходимо! Это не включает в себя хирургические процедуры или коррекцию с помощью линз и лазера. Есть много естественных методов, которые могут вернуть остроту вашего зрения. Да, потребуется время и усилия, поскольку восстановление происходит не мгновенно. Но регулярное выполнение специальных упражнений для глаз непременно принесет положительные результаты: вы увидите значительно лучше!
Концепция улучшения зрения через специальные упражнения появилась несколько тысяч лет назад. Индийские йоги издавна разрабатывали различные техники для глаз с целью достижения гармонии в работе всех систем организма, включая зрение. Именно они выделили важность сочетания регулярной тренировки мышц глаз с полноценным отдыхом. Отдохнувшие глаза функционируют лучше, обеспечивая четкость восприятия.
Множество ученых и врачей занимались разработкой упражнений для глаз. Уильям Бейтс в начале XX века создал комплекс упражнений, основанный на понимании необходимости систематической тренировки и отдыха глаз. Мирзакарим Норбеков, современный методист, также учитывал этот аспект в своей программе, направленной на гармоничное сочетание напряжения и расслабления органов зрения. Каждое из этих уникальных направлений дает результат, если выполнять упражнения для глаз с регулярностью.
Я задумалась о поиске подходящей методики для оздоровления глаз, которая бы подошла всем моим ученикам одновременно и никому не навредила. Она должна была улучшить зрение у тех, кто уже испытывает его снижение, а также служить профилактикой для тех, кто пока видит хорошо. Моя встреча с бывшей ученицей стала для меня открытием: она не только сняла очки, но и избавилась от косоглазия. Она объяснила мне, что восстановила зрение по методике Владимира Жданова.
Я поняла, что улучшая кровообращение и подвижность глаз, можно серьезно повлиять на качество зрения. Выяснилось, что профессор Жданов предлагает одну из самых эффективных гимнастик для глаз в России, посвящая свою жизнь исследованию этой проблемы.
Я детально изучила его методику и пришла к выводу, что это именно то, что я искала. Она прекрасно подходит для детей, занимает минимум времени во время занятий и, что самое важное, действительно работает.
Методика Жданова основана на теоретических трудах американского офтальмолога Уильяма Горацио Бейтса. Его исследования показали, что большинство проблем со зрением связано с состоянием глазных мышц.
Если ваше зрение в порядке, значит, и мышцы глаз находятся в хорошем состоянии — они натренированы и гибкие. Однако если вы видите плохо и носите очки, это говорит о том, что мышцы глаз могут быть сжаты, расслаблены или даже атрофированы.
Профессор Жданов тщательно проанализировал эту теорию и разработал уникальный практический курс упражнений. Причем улучшения начинают проявляться уже после первых занятий. Однако ключевое условие — это постараться отказаться от ношения очков, насколько это возможно.
Методика, предложенная Ждановым, Включает в себя элементы методологии известного врача-психотерапевта Геннадия Андреевича Шичко, что значительно усиливает общий эффект. Эксперты отмечают, что интеграция метода Шичко ускоряет процесс восстановления зрения в 8—10 раз!
Ниже приведены упражнения для естественного восстановления зрения.
Вот несколько простых упражнений на расслабление и тренировки глазных мышц. Эти методики вы можете начать использовать уже сегодня для улучшения своего зрения.
Первое упражнение называется «пальминг», которое происходит от английского слова «palm» — ладонь.
Вы уже знаете о том, что наши ладони имеют некое целебное излучение, которое пока не объяснено наукой. Человек инстинктивно лечит себя с помощью своих ладоней. Им оказывается возможным помочь своим уставшим и болезненным глазам.
Как выполнять пальминг?
Сложите ладони так, как будто собираетесь налить из них воду. Сложите пальцы вместе, чтобы не пролить. Ладони должны быть почти прямыми.
Теперь, положив одну ладонь на пальцы другой, сформируйте «крышу» под углом.
Разведите локти шире.
Теперь эту конструкцию нужно надеть на глаза, как очки, так, чтобы перекрещенные пальцы оказались по центру лба, а нос находился между ладонями, так что глаза попадают в «ямочку» ладоней.
Держите ладони на глазах, убедитесь, что нос находится между ними и дышит.
Теперь, когда ваши глаза под ладонями, откройте их и прижмите ладони к щекам и носу, чтобы свет не попадал в глаза. Следует избежать зазоров. Локти поставьте на стол.
Это упражнение называется «пальминг». С научной точки зрения это «био-фарез глаз», прогревание органов зрения теплом собственных ладоней.
Каждый раз, когда вы читаете, пишете, смотрите телевизор или работаете за компьютером и ощущаете усталость, отложите все в сторону, разогрейте руки и выполните пальминг в течение трех-четырех минут.
Через пять минут, когда вы откроете глаза, вы будете удивлены тем, насколько прекрасно они отдохнули и готовы к дальнейшей зрительной работе.
Следующие упражнения направлены на тренировку ослабленных глазных мышц.
Как проводить гимнастику для глаз?
Все упражнения выполняются без очков. При этом лицо остается неподвижным и работают только глаза. Нельзя делать резких движений.
Снимите очки и быстро поморгайте легким и быстрым движением. Поморгайте на протяжении нескольких секунд, как бабочка, махающая крыльями. Не нужно жмуриться.
Легкое быстрое моргание помогает расслабить мышцы глаз, что заметили уже давно: если плохо видите, просто поморгайте. После такого быстрого моргания действительно улучшается зрительное восприятие.
Итак, начнем с упражнений.
Поморгали-поморгали-поморгали. Первое упражнение.
- Поднимаем глаза вверх, вниз. Вверх, вниз. Поморгали-поморгали.
Второе упражнение.
Смотрим вправо, влево. Вправо, влево. Поморгали-поморгали.
Третье упражнение. «Диагонали».
Поднимаем глаза вправо-вверх, потом влево-вниз. Вправо-вверх, влево-вниз. Поморгали.
Обратная диагональ. Влево-вверх, вправо-вниз. Влево-вверх, вправо-вниз. Поморгали.
Четвертое упражнение. «Прямоугольник».
Рисуем прямоугольник глазами.
Поднимаемся вверх, рисуем верхнюю сторону, боковую, вниз, нижнюю, снова вверх. Поморгали.
В другую сторону тоже рисуем прямоугольник. Вверх, боковая, вниз, нижняя, вверх. Поморгали.
Пятое упражнение. «Циферблат».
Представьте большие часы. Стрелки начинаются там, где нос. И мы проходим глазами по кругу, как по циферблату. Поднимаем глаза на двенадцать часов, затем по кругу. Три часа, шесть, девять, двенадцать.
Три, шесть, девять, двенадцать. Поморгали.
Теперь против часовой стрелки. Двенадцать, девять, шесть, три. Двенадцать, девять, шесть, три. Поморгали.
Шестое упражнение. «Змейка».
Вытягиваем глаза вбок и начинаем рисовать змейку. Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх. И голова. Назад, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх. И хвост.
Поморгали-поморгали-поморгали.
Примечание: рисуем глазами синусоиду. Сначала справа налево, затем слева направо.
Эти упражнения рекомендуется выполнять три раза в день перед приемом пищи.
Важно помнить, что движения для глаз следует выполнять без чрезмерного напряжения. Напротив, нужно стремиться к расслаблению. Начинайте с 4-5 повторений. Каждые несколько дней увеличивайте количество подходов.
По словам профессора Жданова, если вы хотите добиться наилучшего эффекта, необходимо как можно чаще обходиться без очков.
Я сама проводила эти упражнения вместе с детьми ежедневно после читательских пятиминуток (1-2 раза в день в течение года). Я объединила «пальминг» с другими упражнениями, выполняя все шесть под сложенными нагретыми ладонями.
Результаты гимнастики впечатляют как меня, так и моих учеников. Девочка, которую врачи собирались оперировать, остановила резкое ухудшение зрения и теперь полна решимости восстановить его полностью, изучая новые методики. Трое учеников стали значительно реже носить очки на уроках — и теперь все прекрасно видят.
Я сама отказалась от очков, хотя еще год назад не могла без них проверять тетради. Все дети с удовольствием выполняют эти упражнения для глаз. Даже те, кто обладает отличным зрением, осознают важность подобных занятий и их недостающую профилактическую ценность.
На практике выяснили, что постоянное выполнение упражнений для глаз позволяет добиться полного восстановления зрения. Регулярно выполняя эти упражнения, вы заметите улучшение, а ваши глаза будут менее уставать даже в конце рабочего дня. Не прекращайте занятия, даже когда ваше зрение улучшится. Систематическая профилактика — это залог здоровья!
Типы упражнений для глаз для детей
Упражнения для укрепления глазных мышц у детей
Существует множество методов для тренировки мышц глаз у детей. Прежде чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с перечисленными вариантами и строго придерживайтесь инструкций. Рекомендуется также посетить врача для предварительной консультации. Учтите, что гимнастика способствует укреплению мышц, но для восстановления остроты зрения или помощи в восстановлении после травм необходимо составление индивидуального комплекса упражнений врачом. Самостоятельное лечение может привести к нежелательным последствиям и усугубить проблемы со зрением.
Лабиринт
Ребенок должен смотреть на таблицу с волнистыми линиями и разноцветными кругами. В течение одной минуты ему нужно медленно перемещать взгляд по этим линиям.
Туда-сюда
Дети сосредотачиваются на центральной части крупного предмета, который находится напротив. Сначала они поднимают взгляд вверх от центра, затем опускают вниз, после чего возвращаются к центру, смотрят влево, потом вправо и снова к центру. Это упражнение необходимо повторить еще четыре раза.
Часики
Ребенок встает перед большими часами, находясь на расстоянии примерно 40 см, и наблюдает за движением секундной стрелки. Он должен двигать взглядом, подражая движению стрелки и задерживаясь на каждой цифре 1-2 секунды. После 5-6 повторений следует выполнить упражнение в обратном направлении, то есть против часовой стрелки.
Для усложнения задания можно выполнить его снова, но отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если размеры цифр и зрение ребенка это позволяют.
Маятник
На расстоянии 35-40 см от глаз нужно подвесить маятник — можно использовать большую пуговицу на нитке. Ребенок в течение 30 секунд наблюдает за маятником, затем делает паузу и в течение следующей половины минуты смотрит в окно.
Жмурки
Ребенок закрывает глаза, считает до пяти и аккуратно открывает их. Это нужно повторить 7-8 раз. Важно, чтобы за процессом следил взрослый, так как спешка может привести к напряжению мышц глаз.
Существует и аналогичное упражнение, где нужно быстро моргать в течение пяти секунд, затем 1-2 секунды отдыхать и повторять задание еще пять раз.

Далеко-близко
Ребенок стоит у окна и в течение 10 секунд наблюдает за самым удаленным объектом на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, заранее прикрепленную к стеклу, и рассматривает ее 10 секунд, после чего снова обращает внимание на далекий объект. Такое упражнение следует выполнять 7-8 раз.
Восьмерка
Ребенку нужно представить цифру «восемь» и «наметить» ее взглядом. Если малыш еще маленький и ему сложно это сделать, родители могут нарисовать восьмерку на бумаге, чтобы он мог «обвести» ее глазами. Сначала восьмерка должна быть вертикальной, затем — горизонтальной, как знак бесконечности. Каждую из позиций следует «обводить» 7-8 раз.
Крестики-нолики
Упражнение проводится в помещении: сначала медленно «нужно нарисовать» глазами «крестик» — от верхнего левого угла к нижнему правому и от верхнего правого к нижнему левому, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. Достаточно 5-6 повторений. Более старшие дети могут выполнять это упражнение с закрытыми глазами, при этом важно, чтобы голова оставалась неподвижной.
Приближение
Ребенок держит в вытянутой руке яркий фломастер или любой небольшой предмет и внимательно наблюдает за ним, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно приближает фломастер к носу. Как только предмет станет неразличимым, следует сделать 5-секундный перерыв и повторить упражнение еще 5-6 раз.
Отдых
В завершение гимнастики необходимо дать глазам отдохнуть. Ребенок закрывает глаза, считает до 15 и снова открывает их на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.
Игры на улице
Упражнения для глаз можно выполнять не только дома, но и на прогулках, по пути в детский сад или школу. Например, можно искать глазами предметы, которые называет родитель, считать проходящих мимо людей и машины, или просто осматривать окна соседних домов.
Какoster ребенка к регулярным занятиям гимнастикой для глаз
Детям может быть скучно выполнять одни и те же упражнения. Увлечь их гимнастикой, просто объяснив, какую пользу она приносит, может быть непросто, особенно с детьми дошкольного возраста.
Лучше превратить занятия в игру: представить, что ребенок — это главный герой из сказки, и движения глазами он делает, чтобы детально рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или вводит код, чтобы открыть секретную дверь лаборатории. Объясните ему, что супергерои не могут иметь плохое зрение, поэтому они тоже занимаются гимнастикой несколько раз в день. Вариантов может быть множество, и они зависят только от креативности родителей и интересов ребенка.
Стихи и песни, написанные так, чтобы каждая строчка сопровождалась определенным движением глазами, также будут весьма полезны. Можно использовать картинки и плакаты с различными схемами: пусть ребенок представит, что это лабиринт, и глазами перемещается от одного предмета к другому. Здесь выбор зависит от возраста ребенка и его предпочтений.
Нельзя забывать о том, что личный пример очень важен. Маленькие дети, особенно дошкольники, хотят подражать своим родителям. Если малыш увидит, что мама или папа выполняют гимнастику для глаз, он с радостью присоединится к этому занятию.

Упражнение 5
Для выполнения этого задания нужно делать «рисующие» движения пальцем в воздухе и следить за ним глазами. Это отличная гимнастика для зрительных органов.
Вращение глазами. В рамках этого упражнения важно стараться максимально охватывать пространство вокруг. Выполнить это нужно 6 раз влево и 6 раз вправо.
Упражнение 7
Это упражнение включает частое моргание, затем зажмуривание, широкое распахивание глаз и медленное их закрытие. Следует повторить его 3 или 4 раза.
Такие занятия займут не более 5 минут, но послужат отличной гимнастикой для глаз и помогут снять усталость.







