Физкультурная группа при сколиозе предназначена для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета. Участие в таких группах помогает улучшить выносливость, гибкость и координацию, что важно для людей с этим заболеванием.
В программе занятий обычно предусмотрены упражнения на растяжку, укрепление спинальных мышц и тренировки на баланс. Важно, чтобы тренировки проходили под контролем квалифицированного специалиста, который сможет индивидуально адаптировать программу в зависимости от степени сколиоза и состояния здоровья каждого участника.
- Определение и назначение физкультурной группы для пациентов со сколиозом.
- Цели занятий: укрепление мышечного корсета, улучшение осанки и гибкости.
- Специальные упражнения для коррекции сколиоза: растяжки и силовые нагрузки.
- Использование спортивного оборудования: эспандеры, мячи и специальные петли.
- Рекомендации по режиму занятий и частоте тренировок.
- Важно: индивидуальный подход и контроль со стороны специалиста.
В системе здравоохранения для учеников общеобразовательных заведений предусмотрены четыре отдельных медицинских группы здоровья, каждой из которых прописаны специфические виды физической активности. К ним относятся: основная группа, подготовительная, а также специальные группы «А» и «Б». К основной группе относят детей дошкольного возраста, у которых имеются небольшие отклонения в здоровье или отсутствуют таковые вовсе, а также тех, у кого кардиореспираторная система адекватно реагирует на физическую нагрузку при удовлетворительном уровне физической подготовки, соответствующем их полу и возрасту.
- Занятия физической культурой. Конспекты уроков
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов физической культуры
- Физиологическое воспитание. Советы родителям
- Темы уроков
- Конкурс для педагогов и воспитателей «Лучшая методическая разработка», сентябрь 2016 года
В подготовительную медицинскую группу здоровья включаются дошкольники с: отсутствием серьезных заболеваний или с минимальными отклонениями в состоянии здоровья, с позитивной реакцией кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, но с уровнем физической подготовки ниже нормы, а также дети, которые перенесли три или более заболевания за год, и восстанавливающиеся (реконвалесценты) – учащиеся основной группы, перенесшие травмы или болезни, когда окончание срока освобождения от физкультуры совпадает с началом занятий.
Специальная медицинская группа дошкольников «А» (оздоровительная группа) создана для детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья, как органического, так и функционального характера.
Специальная медицинская группа школьников «Б» (реабилитационная группа) ориентирована на детей, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
Особенности физической активности для дошкольников с различными заболеваниями органов.
Для дошкольников с патологиями кровеносной, дыхательной, нервной и эндокринных систем; с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовой системы; с болезнями костно-мышечной системы, офтальмологическими заболеваниями существуют противопоказания и ограничения на выполнение физических упражнений обучающимися с учетом заболевания.
Как эксперт в области физической культуры и реабилитации, я могу с уверенностью сказать, что физкультурные группы для людей с сколиозом играют важную роль в поддержании здоровья и улучшении качества жизни. В таких группах основное внимание необходимо уделить упражнениям, способствующим укреплению мышечного корсета спины, улучшению осанки и увеличению гибкости. Важно сосредоточиться на индивидуальном подходе, учитывая степень и тип сколиоза каждого участника.
Упражнения в физкультурной группе должны быть направлены на равномерное развитие мышц спины, живота и плечевого пояса. Я рекомендую использовать такие упражнения, как наклоны, растяжка и мягкие упражнения на баланс. Также полезно включать элементы йоги или пилатеса, которые помогают улучшить осанку и снять напряжение с позвоночника. Однако следует избегать резких движений и переутомления, чтобы не усугубить состояние участников.
Кроме того, важно проводить регулярные занятия по обучению правильной осанке и саморазмышлению. Работа с дыханием и релаксацией также способствует снижению мышечного напряжения и улучшению общего состояния. Я настоятельно рекомендую проводить контрольные осмотры и корректировки программы физических упражнений, чтобы гарантировать безопасность и эффективность занятий для всех участников группы, страдающих от сколиоза.
Заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (гипертензия, компенсированные сердечные пороки, бронхиты, астма, пневмония и т. п.):
• Противопоказания:
Интенсивные физические нагрузки (резкий бег, прыжки, эстафеты).
Акробатические упражнения, в которых голова находится ниже уровня тела.
Висы на брусьях и подтягивания
Работа с высоким внутренним давлением.
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мышц
Использование тренажеров.
Стимуляция нервного напряжения.
Заболевания органов мочеполовой системы (циститы, пиелонефриты и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения, где голова опущена ниже тела.
Висы на брусьях и подтягивания.
Нагрузка с натуживанием
Напряжение брюшных мышц.
• Ограничения :
Длительные нагрузки, а также продолжительные подвижные игры.
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мышц
Использование тренажеров.
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Плавание.
Заболевания органов пищеварения (гастрит, гастродуоденит, пупочная грыжа и др.).
• Противопоказания :
Интенсивные физические нагрузки (резкий бег, прыжки, эстафеты).
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания.
Работа с натуживанием.
Напряжения мышц брюшного пресса
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мускулатуры.
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильной встряской (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания).
Занятия плаванием
Круговые движения туловища, наклоны, повороты.
Заболевания нервной системы (эпилепсия, высокое внутричерепное давление и др.).
• Противопоказания :
Интенсивные физические нагрузки (резкий бег, прыжки, эстафеты).
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания.
Работа с натуживанием.
Упражнения со значительным наклоном головы
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мускулатуры.
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильной встряской (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания).
Заболевания костно-мышечной системы (плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, плоская спина и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные нагрузки (резкий бег и прыгательные активности, эстафеты).
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания.
• Ограничения :
Непрерывные нагрузки и продолжительные подвижные игры.
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мышц
Использование тренажеров.
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Заболевания глаз (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с головой вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Работа с натуживанием.
Сильные наклоны головы.
Упражнения с запрокидыванием головы
Упражнения на резкие изменения положения тела.
Упражнения на ограниченной поверхности, требующие напряжения органов зрения
• Ограничения:
Длительные нагрузки и продолжительные подвижные игры.
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мускулатуры.
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильной встряской (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания).
Заболевания эндокринной системы (ожирение, диабет и др.).
• Противопоказания :
Интенсивные физические нагрузки (резкий бег, прыжки, эстафеты).
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания.
Работа с натуживанием.
Напряжения мышц брюшного пресса
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и быстроту.
Статическое напряжение мускулатуры.
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильной встряской (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания).
Занимайтесь физкультурой правильно и
Темы для публикаций:
Тема: Рождество. Совместная работа педагогов и родителей с детьми (с фотоотчетом) по художественно-эстетической деятельности в средней группе.
«К нам приходит Рождество». Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми в средней группе К нам приходит Рождество. Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми через художественно-эстетическую деятельность в средней.
Конспект мероприятия с участием родителей в группе «Кто с физкультурой дружит, тот здоровье бережет!» Цель: Содействие сохранению здоровья детей.
Конспект физкультурного досуга с участием родителей в средней группе «Кто с физкультурой дружит, тот здоровье бережет!» Конспект физкультурного досуга с участием родителей в средней группе «Кто с физкультурой дружит, тот здоровье бережет!» Целевые ориентиры:.
Мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста во время занятий физкультурой» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 91» «Голосок». Мастер-класс.
Модель реализации образовательных программ через игровые технологии с детьми с различными образовательными потребностями. Создание оптимальных условий в свете реформирования российской системы образования.
Памятка для педагогов и родителей «Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей» Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей Памятка для родителей Согласно современным исследованиям мультфильмы — это неотъемлемое.
Рекомендации для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста от МАДОУ ЦРР-детский сад № 223. Рекомендации для педагогов и родителей. Игры для снижения тревожности дошкольников.
Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.
Педагогический совет «Внедрение современных технологий физического воспитания на уроках физкультуры и плавания» (по опыту работы) в МБДОУ Ц. Р. Р. -д/с «Ласточка» с. Павловка Оренбургского района. Тема: «Внедрение современных технологий физического развития.
Планирование взаимодействия музыкального руководителя, родителей и педагогов в вопросах музыкально-оздоровительной работы с детьми. Планирование взаимодействия музыкального руководителя, родителей и педагогов по музыкально-оздоровительной деятельности с детьми. Месячное расписание.
Какая нагрузка допускается при сколиозе
При искривлении позвоночника оптимальным видом спортивных нагрузок является плавание. Если в учебном заведении имеется бассейн, то ребёнок смело может посещать его. Из классических упражнений, которые выполняются на школьных уроках физкультуры, детям со сколиозом подойдут подтягивание и вис. Однако полезными занятия на турнике будут только при сколиозе I и II степени. С более тяжёлыми формами искривления данный вид нагрузок противопоказан.
При первой степени искривления позвоночника ребенок может участвовать в зимних занятиях, включая лыжный спорт, но передвигаться следует без палок или с одновременным использованием их для отталкивания.
Следует быть осторожнее со спортивными играми. Они предполагают резкие движения телом (бег, поворот туловища вокруг своей оси, прыжки, наклоны), которые будут провоцировать искривление и «тормозить» процесс лечения.
Про спецгруппы для детей с тяжёлыми формами сколиоза
В случае, если у ребенка выявлена запущенная форма сколиоза, ему следует полностью избегать физических нагрузок в школе. Для родителей и учителей крайне важно быть внимательными к этой проблеме, так как игнорирование может усугубить состояние ребенка и даже привести к инвалидности или другим серьезным последствиям для здоровья.
Сколиоз, спорт, для детей.
Получите бесплатную консультацию!
Лечебно-физическая культура при сколиозе
Данная статья посвящена проблеме сколиоза, который в настоящее время представляет собой довольно распространенное заболевание среди подростков, живущих в эпоху технологий и компьютеров.
Сколиоз (от греч. skoliosis искривление) – искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). Причем этот термин употребляется как в отношении функциональных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости («функциональный сколиоз», «сколиотическая осанка», «антальгический сколиоз»), так и в отношении прогрессирующего заболевания, приводящего к сложной, порой тяжелой деформации позвоночника («сколиотическая болезнь», «структуральный сколиоз»).
Сколиоз классифицируется как простой или частичный, когда искривление имеет одну боковую дугу, и как сложный, когда существуют несколько дуг, направленных в разные стороны, и, наконец, тотальный, когда искривление охватывает весь позвоночник. Виды сколиоза могут быть фиксированными, когда искривление сохраняется независимо от положения тела, и нефиксированными, которые могут исчезать в лежачем положении, например, при укорочении одной ноги. Также часто наблюдается торсия позвоночника – вращение вокруг вертикальной оси, при котором тела позвонков наклоняются к выпуклой стороне, а остистые отростки – к вогнутой. Это приводит к деформации грудной клетки, асимметрии и сжатию внутренних органов.
Сколиоз, в отличие от функциональных искривлений позвоночника во фронтальной плоскости, характеризуется прогрессирующей клиновидной и торсионной деформацией позвонков, а также изменением формы грудной клетки и таза в процессе роста.
Структуральный сколиоз развивается при некоторых обменных заболеваниях, приводящих к функциональной неполноценности соединительнотканных, рахите. При этих заболеваниях сколиотическая деформация выступает в качестве структур. Статическим сколиозом принято называть структуральный сколиоз, первичной причиной которого является наличие статического фактора – асимметричной нагрузки на позвоночник, обусловленной врожденной или приобретенной асимметрией тела (например, асимметрией длины нижних конечностей, патологией тазобедренного сустава или врожденной кривошеей). При статическом сколиозе темп прогрессирования и тяжесть деформации зависят от соотношений выраженности статического фактора и фактора функциональной несостоятельности структур, обеспечивающих удержание вертикального положения позвоночника. При хорошем функциональном состоянии мышечно-связочного аппарата и межпозвонковых дисков искривление позвоночника может длительно оставаться функциональным по характеру или вовсе не приводить к развитию прогрессирующего сколиоза.
Классификация сколиоза
1. В зависимости от происхождения:
1 группа – миопатические сколиозы.
2 группа – неврогенные сколиозы.
3 группа – диспластические сколиозы.
4 группа – рубцовые сколиозы.
5 группа – травматические сколиозы
6 группа – идиопатические сколиозы.
2. По форме искривления:
С-образный сколиоз (с одной дугой искривления).
S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления).
Σ-образный сколиоз (с тремя дугами искривления).
3. По локализации искривления:
- шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th3 — Th4);
- грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 — Th9);
- грудопоясничный сколиоз (вершина искривления на уровне Th11 — Th12);
- поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 — L2);
- пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на уровне L5 — S1).
4. По изменениям статической функции позвоночника:
- компенсированная форма сколиоза (осевая вертикальная линия от остистого отростка C7 проходит через межягодичную складку);
- некомпенсированная форма сколиоза (осевая вертикальная линия от остистого отростка C7 отклоняется в сторону и не проходит через межягодичную складку).
5. Рентгенологическая классификация (согласно приказам МО РФ):
«Степень сколиоза определяется на основе рентгенограмм, измеряя углы искривления:
I степень – 1-10 градусов,
II степень – 11-25 градусов,
III степень – 26-50 градусов,
IV степень – более 50 градусов. ».
Последствия сколиоза и риски без лечения
На первой стадии
На первой стадии сколиоз проявляется наиболее слабо – искривление составляет около 10 градусов и остается незамеченным. Обнаружить заболевание можно только на рентгене. Если искривление не прогрессирует и не беспокоит пациента, его рассматривают как нормальное. Тем не менее, следует регулярно контролировать состояние у ортопеда и предпринимать профилактические меры.
На второй стадии
Вторая степень характеризуется искривлением от 11 до 25 градусов. Заболевание можно увидеть невооруженным глазом, в частности, по разной высоте плеч. Такие случаи требуют немедленного обращения к врачу, т.к. прогрессирует патология очень быстро.
Изменения в грудном отделе позвоночника сказываются на состоянии грудной клетки: она становится деформированной, ребра могут выпячиваться, иногда появляется реберный горб, что приводит к проблемам с легкими и затруднениями в дыхании.
На третьей стадии
При третьей степени искривление составляет от 26 до 50 градусов. Эти изменения становятся заметными: линия талии смещается в сторону, надплечья, лопатки и ребра располагаются на разных уровнях. Угол искривления может достигать 50 градусов.
Исправить ситуацию удается с помощью корсета или хирургического вмешательства, при котором позвонки фиксируются в правильном положении. Задача врача – выявить клиновидные деформации и своевременно принять решение о проведении операции. В противном случае искривление может повлечь за собой развитие проблем с кровообращением, нарушение работы органов дыхания, появление сильных болей в спин
Третья степень сколиоза представляет собой серьезную угрозу для здоровья.
Он может привести к:
- вызывает интенсивные и долгосрочные болевые ощущения;
- способствует развитию гинекологических проблем и бесплодия;
- вызывает значительные нарушения работы легких, сердца и других органов;
- приводит к психическим расстройствам из-за чувства неполноценности и постоянной депрессии;
- может стать причиной атрофии мышц живота, спины и конечностей.
На четвертой стадии
Четвертая степень сколиоза, считающаяся наиболее тяжелой, характеризуется угол искривления 50 градусов и более. Этот дефект изменяет внешний вид пациента и затрудняет функционирование всех органов. Консервативные методы лечения в данной ситуации эффективны редко, и зачастую требуется хирургическое вмешательство.
Опасность сколиоза четвертой степени заключается в:
- Изменяются форма и структура тазовых костей, грудной клетки и поясничного отдела; степень этих изменений определяется типом искривления и углом деформации.
- Происходит развитие заболеваний сердца и легких; изменение объема легких ведет к недостатку кислорода, одышке и быстрой усталости. Боли в спине и колебания артериального давления становятся частыми, возможны легочные заболевания и сердечная недостаточность.
- Смещение внутренних органов и их сжатие приводит к нарушению их функций.
- Деформация тазовых костей вызывает застойные явления в органах пищеварения.
Методы лечения сколиоза
Методы лечения сколиоза делятся на консервативные и оперативные.
1. Консервативные методы включают:
- корсеты Шено;
- специальные методики лечебной физкультуры: SEAS, side-shift, BSPTS, Best practice, Шрот и другие.
Доказано, что лишь корригирующий корсет может остановить прогрессию сколиоза. ЛФК как самостоятельный метод применяется только у детей с некритическими формами сколиоза.
2. Массаж, мануальная терапия, остеопатия, физиотерапия НЕ являются методами лечения сколиоза.
Цели консервативного лечения:
- восстановление баланса тела,
- предотвращение прогрессирования сколиоза,
- коррекция деформаций,
- поддержание достигнутых улучшений.
Методика выбирается в зависимости от вида сколиоза, степени деформации позвоночника, сопутствующих неврологических патологий.
3. Оперативные методы – это хирургическое вмешательство, при котором к позвоночнику прикрепляют металлический стержень.
Я прошел через все доступные методы лечения сколиоза третьей степени, однако единственно работающим оказался хирургический подход.
Реабилитация после операции
В первые четыре дня пациент проводит время в кровати, и ему разрешены минимальные движения для профилактики тромбообразования.
- Через 10 дней проводят рентген, и при нормальном ходе заживления разрешают передвигаться по палате.
- Выписка возможно через 12-15 дней при условии хорошего самочувствия.
- Сидеть можно только после трех месяцев.
- Зачастую пациенту требуется носить корсет несколько часов в день для уменьшения нагрузки на позвоночник.
- В течение полугода противопоказаны резкие наклоны, повороты и подъем тяжестей (более 3 кг).
- После шести месяцев необходимо провести МРТ позвоночника для контроля успешности восстановления.
Чтобы избежать повторных проблем с позвоночником, человек должен на протяжение всей жизни после операции придерживаться определенных правил:
- Следует избегать длительного пребывания в одном положении.
- Не поднимать тяжелых предметов.
- Избегать резких движений.
- Не заниматься видами спорта, которые нагружают позвоночник (бег, конный спорт, тяжелая атлетика и др.).
- Регулярно выполнять упражнения для укрепления мышечного корсета.
- Допускается занятие йогой и ходьбой.
Польза ЛФК при сколиозе
Постоянные занятия лечебной гимнастикой при сколиозе оказывают положительное влияние на организм, решая несколько задач:
- восстановление физической формы;
- увеличение подвижности суставов, гибкости связок и мышечной силы;
- стимуляция метаболических процессов и улучшение кровообращения;
- расширение амплитуды и количества движений в затронутых сегментах;
- уменьшение болевых ощущений;
- формирование и развитие мышечного каркаса;
- поддержание правильной осанки;
- вытяжение позвоночника и возвращение позвонков в нормальное положение.
Кроме того, регулярные занятия ЛФК улучшают работу сердца, лёгких, органов таза, сдерживают дальнейшее прогрессирование деформации, предупреждают развитие осложнений.
Противопоказания к лечебной физкультуре
Физическая нагрузка и занятия лечебной физкультурой противопоказаны, если у пациента выявлены заболевания и патологические состояния, как:
- аневризма сердца;
- тяжелая сердечная недостаточность;
- злокачественные опухоли;
- серьезная форма гипертонии;
- венозные тромбообразования;
- острые воспалительные заболевания;
- лихорадочные состояния;
- склонность к кровотечениям;
- нарушения сердечного ритма и проводимости.
Сколиоз представляет собой серьезное нарушение позвоночника, которое значительно ухудшает качество жизни и может привести к инвалидности.
В случаях тяжелого искривления применяется хирургическое лечение сколиоза.
В настоящее время предпочтение отдается операциям, предполагающим установку металлических конструкций, с помощью которых выпрямляется позвоночный столб.
Такие операции менее травматичны и требуют короткого времени на восстановление.
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ статья по физкультуре по теме
Занятия физической культурой для детей , имеющих отклонения в состоянии здоровья , особенно нужны . При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. Физические упражнения, с одной стороны, оказывают непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции, с другой уменьшают неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Систематические занятия, проводимые с учетом медобследования и индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития учащихся.
Скачать:
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНОСИМАЕМЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличивается статическое напряжение. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки зрения накопление избыточного веса.
Регулярные физические упражнения играют важную роль в укреплении и развитии костной системы. Они эффективно служат средством предотвращения проблем с осанкой, такими как сутулость, асимметрия плеч, крыловидные лопатки и сколиоз, возникающие из-за слабости мышечного тонуса и долгого нахождения в одном положении. Применение правильных физических активностей может помочь в профилактике различных заболеваний.
Занятия физической культурой для детей , имеющих отклонения в состоянии здоровья , особенно нужны . При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. Физические упражнения, с одной стороны, оказывают непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции, с другой уменьшают неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Систематические занятия, основанные на показаниях медицинского обследования и учете индивидуальных функций организма, благоприятно сказываются на здоровье и физическом развитии учеников.
Современные школы сталкиваются с вызовом в преподавании физической культуры для детей с ослабленным здоровьем. Эти ученики требуют специализированных норм физической нагрузки и индивидуального подхода к организации уроков. Важно сегментировать классный состав в зависимости от состояния здоровья учащихся. Существуют три категории:
Основная группа – для здоровых детей. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.
Первая группа – подготовительная, включает детей с несерьезными проблемами здоровья. Для занятий в этой группе не требуется заключение КЭК; достаточно врачебной подписи и печати медучреждения. Дети из этой группы занимаются физкультурой вместе со всеми, следуя указанным в справке рекомендациям. По истечении срока действия справки они переходят в основную группу.
Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. В школах занятия в спецгруппе проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу.
Освобождение от физкультуры Физкультурные группы
В настоящее время единственным основанием для освобождения ученика от физкультуры является официальный медицинский документ – справка. Подобное освобождение возможно только временно (на срок до одного года).
Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели – 1 месяц.
КЭК. После серьезных заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение мозга) или операций может потребоваться более продолжительное освобождение от занятий физкультурой. Если освобождение превышает один месяц, оно оформляется через КЭК. Даже в тех случаях, когда ребенку нужно освободиться от физкультуры на весь учебный период, справку от КЭК необходимо обновлять каждый год.
СМГ условно делится на две подгруппы:
— подгруппа «А» — ученики с обратимыми заболеваниями, способные перейти в подготовительную группу после лечения;
— подгруппа «В» — ученики с патологическими отклонениями или необратимыми заболеваниями.
Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:
Укрепление здоровья, восстановление функций, нарушенных болезнями, иногда может привести к их полному устранению.
Содействие правильному физ. развитию, закаливанию, повышение сопротивляемости организма.
Улучшение показателей физического состояния, освоение основных двигательных навыков, необходимых для жизни.
Повышение функциональных показателей органов и систем, ослабленных заболеваниями.
Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.
Разработка специальных комплексов упражнений, которые оказывают позитивное влияние на организм, с учетом существующих заболеваний.
Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки.
Формирование интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Ситуацию усугубляет то, что в специализированных медицинских группах (СМГ) обучаются дети из разных классов, возрастов и полов, имеющие различные заболевания и недостатки психологической подготовки к занятиям физкультурой. Как мотивировать их? Можно выделить два подхода:
— проводить занятия в игровом стиле (особенно для младшей группы детей);
— организация занятий в школьном тренажерном зале с индивидуальным подбором нагрузки на каждом тренажере, соответствующим медицинским рекомендациям (для учеников среднего и старшего возраста).
Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Прежде чем начать занятия в группах СМГ учитель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:
- Физическое развитие и соматические показатели
- Функциональные возможности кардиореспираторной системы
- Показатели физической активности
На основе результатов тестирования и особенностей здоровья ученика, педагог разрабатывает план занятий, подбирает специальные упражнения и устанавливает индивидуальную нагрузку. Важно помнить, что в подгруппе «А» уровень нагрузки постепенно увеличивается в зависимости от возможностей организма. В подгруппе «В» физические упражнения выполняются с частотой пульса не более 120-130 уд./мин. на протяжении всего учебного года.
Урок состоит из четырех частей.
Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.
Подготовительная часть (10-15 минут). Цель этой части – подготовить организм к выполнению основных заданий. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений важно обращать внимание на качество дыхания. Не рекомендуется вводить много новых задач и высокие нагрузки на данном этапе.
Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания » нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (15-20 минут). В этой фазе планируется изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного. Главная задача заключается в воспитании ключевых физических качеств, развитии и усовершенствовании двигательных навыков. Крайне важно избежать переутомления при повторении однотипных движений.
Для достижения этого необходимо разнообразить нагрузки, акцентируя внимание на разных группах мышц. Рекомендуется вводить новые типы упражнений. Сложные упражнения нужно обучать в начале урока, а напряженные упражнения чередовать с дыхательными и расслабляющими. Игры, нагружающие эмоционально, лучше проводить в конце основной части.
Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.
После принятия постановления Министерства образования Российской Федерации о правилах оценки и аттестации учащихся СМГ по физической культуре стало возможным выставление оценок для данной группы детей. При выставлении текущих оценок необходимо проявлять деликатность и максимальную внимательность, избегая унижения достоинства учащегося, воспользовавшись системой оценивания так, чтобы она способствовала развитию и мотивации к дальнейшим занятиям физической культурой.
Особенности физкультуры при некоторых заболеваниях
При поражении сердечной мышцы (миокардитах) ЛФК рекомендуется еще в стационаре, потом — в поликлинике по месту жительства. Только через 10 месяцев малыша переводят в специальную группу по ЛФК, если приступов нет. Если состояние стабильное и приступы не повторяются в течение года, ребенка могут перевести в третью группу через год. Через два года при благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на попадание в общую физкультурную группу.
С детьми, имеющими врожденные пороки сердца, ситуация более сложная: они могут получить максимум 4 группу, если после операции прошло не менее 12 месяцев и в течение этого времени малыш успешно занимался лечебной физкультурой.
При бронхиальной астме, мальчики и девочки остаются в группе ЛФК до тех пор, пока не наступит уменьшение числа приступов. Если приступы не повторяются в течение двух месяцев, возможен переход в 4 группу, а при отсутствии приступов в течение года — в третью.
При хроническом гастрите или колите ребенку можно будет рассчитывать на перевод в четвертую физкультурную группу из группы ЛФК только черед полгода при отсутствии обострений. Физические занятия назначаются только при отсутствии болей, вне обострения.
При гемофилии физкультура не назначается, как и любые другие виды физической активности. Однако, при легкой степени заболевания разрешены щадящие упражнения под контролем специалиста.
Проблемы с почками — основание для назначения физкультуры только вне приступов и острых периодов. Также не должно быть сопутствующих патологий сердца. В общую группу здоровья дети с пиелонефритом, гломерулонефритом и почечной недостаточностью попасть не могут.
При серьезных эндокринных заболеваниях занятия ЛФК рекомендуются с первых дней появления заболевания. В общем классе ребенок может присутствовать только при самых легких проявлениях сахарного диабета и при индивидуальном согласовании с врачом.
Ученик с нарушениями осанки допускается к занятиям в общей физкультурной группе, тогда как ребенок с развитым сколиозом может участвовать только в группе ЛФК. Для детей с близорукостью или дальнозоркостью специальных программ лечебной физкультуры нет. Им разрешено заниматься в специальных группах при тяжелых отклонениях или в обычных тренировочных группах, если нарушения незначительны.
С грудными детьми, с малышами-инвалидами, которые ограничены в передвижении, а их транспортировка может навредить ребенку, рекомендуются занятия на дому. В остальных случаях родители могут выбирать — посещать групповые занятия или заниматься индивидуально.
Где заниматься?
Занятия могут проводиться как в детских садах, так и в школах, важно уточнить наличие специалистов по лечебной физкультуре в учреждениях в процессе оформления ребенка.
Примерные сроки возобновления занятий физкультурой и спортом после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения образовательного учреждения)
Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование, нужно особенно обращать внимание на состояние сердца и реакцию его на нагрузку. При каких либо жалобах на сердце исключить упражнения на выносливость и избегать упражнений, вызывающих задержку дыхания, минимум в течение полугода. Опасаться охлаждений (лыжи, плавание и др.)
Острые респираторные болезни
Следует избегать переохлаждения. Временами полезно исключать занятия на лыжах, коньках и плавание. Зимой во время занятий на свежем воздухе рекомендуется дышать носом.
Запрещается плавание. Опасаться охлаждения. При вестибулярной неустойчивости, наступающей чаще после опрации,исключаются такие упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, кувырки и пр.).
Следует избегать переохлаждения. Рекомендуется активно использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и занятия на лыжах.
Исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость и связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта. Необходим регулярный контроль из-за опасности возникновения туберкулеза.
Важно наблюдать за реакцией на нагрузки во время занятий, так как это поможет выявить отклонения в работоспособности сердечно-сосудистой системы, которые не были замечены в состоянии покоя.
Острые инфекционные болезни (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия)
Лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения со стороны сердца, то исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость, силу и связанные с натуживанием.
Упражнения на выносливость подлежат строгому запрету, так как даже при нормальном функционировании почек может возникнуть белок и другие элементы в моче. После возобновления занятий физкультурой необходим регулярный контроль анализа мочи.
Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим регулярный контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки и за активностью процесса.
Запрещаются упражнения на выносливость, а также необходим регулярный ультразвуковой контроль за параметрами структуры и биохимическими показателями печени.
Аппендицит (после хирургического вмешательства)
В первые месяцы следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузку мышцам живота. При осложнениях после операции сроки возобновления занятий определяются индивидуально.
Переломы конечностей
Не менеe 3-х месяцев следует исключать упражнения, дающие резкую нагрузку на поврежденную конечность.
В каждом случае необходимо получить разрешение врача-невролога. Следует исключить занятия с сильным сотрясением тела (прыжки, спортивные игры, футбол, баскетбол и т.д.).
Растяжения мышц и связок
Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным.
Разрывы мышц и связок
Не менее полугода после оперативного вмешательства
Необходимо длительное применение лечебной гимнастики перед выполнением обычных упражнений.
Примерные сроки допуска к тренировкам и соревнованиям после некоторых заболеваний, травм и оперативных вмешательств в области верхних дыхательных путей и органов слуха
(В.А. Левандо соавт. 1985)
Основные признаки выздоровления
Допуск к тренировкам.
Допуск к соревнов.
Острая ангина (кроме флегмонозной формы)
Отсутствие воспалительных процессов в горле, отсутствие боли при глотании. Температура тела нормальная на протяжении трех дней. Общее состояние пациента удовлетворительное. Анализы мочи и крови в пределах нормы.
Для занятий зимними и водными видами спорта сроки удлиняются на 4-5 дней
Флегмонозная ангина (перитонзиллярный абсцесс)
То же, но нормализация температуры 7 дней
Состояние аналогично, на протяжении 7-10 дней
В горле нет воспалительных изменений.
Удовлетворительное состояние. Моча, кровь в норме.