У 5-месячного ребенка разница в размерах рук может быть связана с индивидуальными особенностями развития или тем, что одна рука активно используется, а другая — нет. В возрасте 5 месяцев дети начинают осваивать свои моторные навыки, и их мышцы могут развиваться неравномерно.
Также различия в размерах могут быть временными и не вызывать беспокойства. Если вас это беспокоит, лучше всего проконсультироваться с педиатром для исключения возможных медицинских причин.
- Разница в размере рук у 5-месячного ребенка может быть связана с естественным развитием организма.
- Потенциальные причины включают генетические особенности, асимметрию в росте и развитие мышц.
- Маленькие пальцы могут выглядеть «тонкими» из-за недостатка жировой ткани или мышечного развития.
- Важно отслеживать общее развитие ребенка и проводить регулярные обследования у педиатра.
- В большинстве случаев асимметрия является временной и исчезает с возрастом.
Проект Дефектология Проф
У многих детей можно наблюдать проблемы с координацией движений рук: пальцы могут быть слишком напряжены, сгибаясь и разгибаясь синхронно, или, наоборот, могут выглядеть вялыми, что осложняет выполнение определенных действий. Поэтому своевременное развитие мелкой моторики является крайне важным. Эти занятия создают базу для формирования речи у ребенка. Как только движения пальцев становятся достаточно точными, начинается развитие его самостоятельной речи. Эта связь объясняется близким расположением речевого и двигательного центров в коре мозга.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук помогают вашему ребенку быстрее освоить речевые звуки, стимулируют формирование правильной речи.
Рекомендуется выполнять следующие упражнения: игры с мелкими деталями и пластилином, нанизывание колец на пирамидку, катание и сбор шариков, игры с матрешками, открывание и закрывание различных предметов, а также потешки с пальцами.
Наиболее эффективными будут упражнения по тренировке пальцев рук:
- Посчитываем пальцы. Разгибайте пальцы по одному и считайте. С самых первых дней жизни нужно аккуратно разводить их и массировать, делая поглаживающие движения.
- Ладони на поверхности. Ребенок сидит за столом, руки ладонями вверх. На счет «раз» — пальцы разводятся, «два» — сплетаются вместе.
- «Пальчики приветствуют». Ребенок сидит, руки перед собой. На счет «раз» — соединяются большие пальцы, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.
- «Человечек». Сидя за столом, пальцы изображают человечка. Сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем левой.
- «Наперегонки». Обе руки выполняют эти движения одновременно.
- «Коза». Указательный палец и мизинец одной руки вытягиваем, затем второй рукой, передавая образ козы.
- «Козлята». Эти манипуляции выполняются синхронно двумя руками.
- «Очки». Сформируйте очки, соединяя два круга из большого и указательного пальцев обеих рук.
- «Зайчик». Поднимите указательный, средний, большой, безымянный и мизинец, соединяя их над головой.
- «Деревья». Поднимите обе руки ладонями к себе — «деревья растут», широко разведите пальцы — «ветви распускаются».
- «Флажок». Поднимите большой палец вверх, остальные пальцы соедините вместе.
- «Гнездо». Соедините обе руки в форме гнезда, сожмите пальцы.
- «Корни растения». Приложите руки тыльной стороной друг к другу, опустите пальцы вниз.
- «Солнечные лучи». Разведите пальцы и поднимите руки вверх.
- «Паук». Согните пальцы и медленно перемещайтесь по столу.
- «Стол». Правая рука в кулачок, поверх которой кладется левая ладонь.
- «Ворота». Соедините кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, поднимите большие пальцы и согните их внутрь.
- «Мост». Поднимите руки ладонями друг к другу, расположите пальцы горизонтально, соединяя кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
- «Ромашка». Соедините руки и прямые пальцы, затем разведите их в стороны.
- «Ежик». Соедините ладони, выставив прямые пальцы вверх (колючки ежа).
- «Бочонок с водой». Слегка согните пальцы левой руки в кулак, оставив отверстие сверху.
Выполнение этих упражнений требует от ребенка сосредоточенности и терпения, что не всегда возможно для малышей в раннем возрасте. Поэтому важно, чтобы занятия проходили в форме игры, что позволит заинтересовать ребенка. Так он сам будет с нетерпением ждать этих уроков, с радостью повторяя задания и наслаждаясь точностью и согласованностью движений своих пальчиков. А вы заметите положительные изменения в способностях вашего малыша: он станет лучше понимать обращенные к нему слова, улучшится произношение, внимание станет более устойчивым, возрастет работоспособность и усидчивость.
Как эксперт в области педиатрии, хочу отметить, что разница в размере рук у пятимесячного ребенка может быть весьма нормальной и чаще всего не вызывает серьезных опасений. На данном этапе развития дети все еще испытывают множество физиологических изменений, и ассиметрия в размерах конечностей может быть связана с особенностями роста и формирования мышечной структуры. Это вполне естественный процесс, где одна рука может развиваться и приобретать тонус быстрее, чем другая.
Важно также учитывать, что в этот период жизни дети активно исследуют окружающий мир с помощью своих конечностей. Возможно, одна рука используется более активно при захвате игрушек или обследовании предметов, что приводит к ее дальнейшему развитию. Некоторые дети могут даже предпочитать одну ручку для определенных действий, что также влияет на наблюдаемую ассиметрию.
Кроме того, стоит помнить, что дети развиваются индивидуально, и абсолютно нормальным является наличие некоторой степени асимметрии на ранних этапах. Если у родителей возникли опасения по поводу развития ребенка, я бы рекомендовал обратиться к педиатру для осмотра и, при необходимости, дополнительной диагностики. Профессиональная оценка сможет помочь снять все сомнения и обеспечить уверенность в нормальном развитии малыша.
Почему рука одна меньше другой у 5 мес ребенка и пальчики ток е
Развитие мелкой моторики у детей с момента рождения
История человечества подтверждает, что движения рук имеют прямую связь с речью. Долгое время до создания письменности, когда не было необходимости в подготовке рук ребенка к работе с письменными принадлежностями, существовали различные упражнения для детских ручек, чтобы развить их ловкость.
Природные материалы, простые навыки обработки, плетение косичек и другие действия, помимо естественной пользы, помогали формировать правильную речь у ребенка. Например, в Китае для этих целей активно использовались каменные и металлические шары. Регулярная работа с ними способствует развитию памяти, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, уменьшает уровень эмоционального напряжения, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает общий жизненный тонус. В Японии же широко практиковались упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Не зря великие философы в истории подчеркивали важность рук в жизни человека. «Рука – это инструмент всех инструментов», — говорил Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — отмечал Кант.
Если обратиться к истории, можно встретить в русском фольклоре для развития мелкой моторики пальчиковые игры. С малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Исследования специалистов, занимающихся изучением мозга и психики детей, показывают, что у малышей с задержкой речевого развития часто отмечается недоразвитие двигательной функции, в том числе недостаточная координация мелкой моторики рук. Поэтому для стимуляции и ускорения процесса речевого и умственного развития ребенка следует акцентировать внимание на развитии мелкой моторики. Под мелкой моторикой подразумеваются согласованные движения мышц пальцев и кистей рук.
Для правильной организации работы по развитию мелкой моторики необходимо понимать этапы формирования навыков работы кистей и пальцев у детей с момента рождения до года:
- В возрасте 0 до 1 месяца формируется первая двигательная функция руки — хватание. Когда взрослый кладет свои указательные пальцы в ладони малыша, он крепко сжимает их.
- К двум месяцам ребенок удерживает предмет, вложенный в руку, в течение 2-3 секунд, совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В спокойном состоянии пальцы сжаты в кулак. К концу месяца малыш поднимает руки при активизации.
- С трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает предмет в руке до 10 секунд и тянет его в рот. Он свободно размахивает руками без зрительного контроля.
- У четырехмесячного малыша ладони зачастую открыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает предмет в руке до 20 секунд. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки, протягивает их к предмету и цепляется за него. Движения пальцев пока недифференцированы.
- В пять месяцев малыш противопоставляет большой палец остальным. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Он протягивает руки к маме и к близким предметам, берет объекты из рук взрослого.
- В возрасте 6-7 месяцев он ритмически размахивает руками. Если дать игрушку, то размахивает ею. Перекладывает предметы из одной руки в другую, размахивает руками при виде ванны, защищается руками, когда к нему приближается рука с мылом.
- В 8-9 месяцев крепко держит отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всей ладонью. Он показывает нос и глаза у других людей и кукол, машет рукой на прощание. Начинает проявляться предпочтение одной руки.
- После 9 месяцев у малыша начинает формироваться манипуляционная деятельность. Он по-разному взаимодействует с предметами: катает машинку, открывает кастрюльки, нажимает на кнопки и клавиши, достает предметы из коробок.
- В возрасте 10-11 месяцев он укладывает один предмет на другой. Малыш может снять и надеть крышку коробочки, снять кольца с пирамидки, вложить палочку в отверстие и повторять действия взрослого с предметами.
- К 12 месяцам он может держать чашку, когда пьет. Играет с вкладышами и переносит усвоенные действия на новые объекты: водит, кормит и убаюкивает куклу, медведя, кошку, зайца, катает их на машинке.
Итак, развивать пальчики ребенка следует с его рождения. У новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.
Чем чаще у ребенка проявляется хватательный рефлекс, тем эффективнее идет его эмоциональное развитие. Для активной работы мозга и речевого развития малыша важно научить его раскрывать ладошки и разводить пальцы в стороны.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, к собственной ладошке, к голове или к руке взрослого. Этой цели способствует массаж пальцев и кистей рук:
— Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, трите кулачки друг о друга и, когда пальцы раскроются, гладьте их поочередно от кончиков до ладони.
— Массируйте подушечки пальцев, легонько надавливая на них.
— Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
— Возьмите ладонь малыша в свою руку и легким нажимом большого пальца выполняйте круговые движения в центре ладони.
— Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажером. Наденьте массажер на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики, начиная с мизинца.
Можно использовать для массажа игру «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Круговые движения пальцем взрослого по детской ладони в процессе произнесения потешки помогают работать желудочно-кишечному тракту у малыша. В центре ладони расположено проекционное поле тонкого кишечника, с этого места и следует начинать массаж. Затем увеличьте круги — по спирали к внешним границам ладони: таким образом мы «подгоняем» толстый кишечник (текст нужно произносить неспешно, четко разделяя слоги). Завершить «варку каши» следует на слове «кормила», проведя линию от спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
После этого, описывая работу «сороки-белобоки» по раздаче каши детям, надо от каждого «детика», т.е. каждого пальчика малыша, аккуратно взять за кончик и слегка сжать. Начните с мизинца: он отвечает за работу сердца, снижает психическое и нервное напряжение. Затем берите безымянный палец, который положительно влияет на печень и почки.
Массаж подушечки среднего пальца улучшает работу кишечника; указательного – стимулирует желудок и поджелудочную железу. Большой палец (которому «не дала, потому что дрова не рубил, кашу не варил – тебе ничего нет!») не случайно оставить напоследок: он повышает активность мозга, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Эта игра также подойдёт взрослым, которые самостоятельно смогут определить, какой палец нуждается в более тщательном массаже.
Самая забытая из «лечебных игр», это игра «Три колодца». Тем не менее она – самая важная (если вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Ивашка вышел за водой и столкнулся с дедом, который рассказал ему о колодцах…
Затем аккуратно надавите на запястье, прямо на пульс:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды. Теперь провести пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавить на сгиб:
— Здесь она тёплая, — что помогает регулировать работу лёгких.
Далее движения вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажать на него – мы почти закончили «массаж легких»:
— А здесь вода горячая…
— А тут кипяток! – Нежно пощекочите малыша под мышкой, он наверняка засмеётся, что станет отличным упражнением для дыхания.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой – по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев. С ребенком 1-2 мес. данное упражнение проводится каждый день по 3 раза в течение 10-20 сек. и состоит из 4-6 движений (и так до 5-7 мес.)
- После массажа необходимо вложить круглые предметы в разжатые кулачки ребёнка таким образом, чтобы один палец оставался с противоположной стороны. Вначале ему помогут удерживать эти предметы, потом потянут к себе и будут поворачивать их из стороны в сторону.
Малышам нравится игра «Похлопаем по маминым рукам». Положите малыша на спину и потирайте его кулачки друг о друга, а затем, в такт потешке, похлопайте его ладошкой по своей руке:
Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,
Не жалеет своих ручек.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
Кулачки малыша раскроются, он начнёт разводить пальцы.
Можно поиграть с детским кремом. Выдавив крем себе на ладонь, взять кулачок или ладошку ребенка и в ритм потешки круговыми движениями размазывать крем ручкой малыша по своей ладони:
Вот какие у нас детки!
Наши пальчики очень хороши!
Эти ритмичные движения позволят расслабить мышцы пальчиков у детей с повышенным нервно-мышечным тонусом и будут стимулировать тонус мышц у вялых детей. Повторить игровые действия с другой ручкой малыша. Затем обхватить ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху:
Спрячем пальчики вот таким образом,
Поместились наши пальчики в кулак.
Вот так, вот так!
Повторите эти игровые действия несколько Раз.
В конце игры, читая потешку, погладить и растереть пальчики ребенка от кончиков к ладони.
У младенцев к четырем месяцам начинают формироваться целенаправленные движения руки. Постепенно готовим малыша к этим действиям.
* С 3 месяцев побуждаем ребенка к схватыванию предметов, подвешенных над его грудью. Для этой цели используем, например, бубенцы с ленточками. Привлекая внимание ребенка с помощью звона бубенцов, касаемся концами ленточек к тыльной стороне ручек ребенка, побуждая его схватить за концы лент.
* С четырех месяцев необходимо способствовать развитию навыка захвата игрушки из рук взрослого. Если ребёнок не пытается схватить погремушку, стоит погладить его по руке снаружи, а затем со стороны ладони. Помогите ему достать рукой до ноги. Чтобы привлечь внимание, к ноге можно подвесить яркий pom-pom или колокольчик.
* В пять месяцев нужно побуждать малыша брать игрушку с разных сторон: сверху, снизу, сбоку. Предлагайте игрушки различных форм и текстур (гребешки, округлые прищепки для белья, кольца, кусочки ткани). Стремитесь к тому, чтобы ребёнок сам протянул руку — протяните ему свою руку, берите его за ладошку, поглаживая, и произнесите: «Дай ручку».
* С 6 мес. побуждаем выполнять элементарные действия с игрушками: стучать, размахивать, перекладывать, бросать.
* В семь месяцев демонстрируйте различные действия с игрушками: как толкать мяч, как постукивать крышкой по кастрюле, как вытаскивать шарики из миски.
* С 8-9 мес. показывать следующие действия: как покатать машину или мяч; открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой; снимать кольца со стержня; выполнить «ладушки», «до свиданья»; поиграть в «Сороку-белобоку»; вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю).
* В десять месяцев покажите, как играть с куклой — покачивать, кормить её, складывать кубики друг на друга, нанизывать кольца на столбики.
К концу первого года жизни перед тем, как провести массаж рук, полезно сделать криомассаж (с использованием холода и тепла).
Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения взять две емкости (тазики). В один тазик налить теплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положить ледяные кубики («конфетки»), которые легко можно сделать в холодильнике. Сначала предложить малышу пошебуршать «конфетками», затем опустить руки в теплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки») – они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросить: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?»
После этого руки нужно хорошо встряхнуть и вытереть полотенцем. Длительность процедуры не должна превышать семи минут. Одновременное ощупывание кубиков (или «конфеток») длится от пяти до тридцати секунд. Курс массажа состоит из 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.
Сразу после криомассажа предложить малышу вкладывание-вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребенку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в другой полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки – сначала на конус, затем на стержень.
С шести-семи месяцев нужно выполнять упражнения для пальцев рук. Взрослый сгибает и разгибает пальцы малыша, то на одной, то на другой руке. Для разминок можно использовать разнообразные стихи-потешки. На каждую строчку потешки загибаем или разгибаем пальчики ребёнка, начиная с большого и заканчивая мизинцем, сначала на правой, затем на левой руке.
Под эти же потешки можно дополнительно выполнять массаж пальчиков, аккуратно перебирая каждый из них круговыми движениями. Примеры потешек:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Почему рука одна меньше другой у 5 мес ребенка и пальчики ток е
• Жалобы: укорочение одного или нескольких пальцев.
• Обследование: имеется укорочение одного или нескольких пальцев (рис. ниже).
Брахидактилия четвёртого пальца правой стопы
• Диагноз: брахидактилия.
• Пояснение: брахидактилия. Укорочение четвертого луча обычно наблюдается на стопе. Эта деформация характеризуется укорочением одной или нескольких плюсневых костей. Данное состояние числится как наследственное и аутосомное врожденное. Брахидактилия может также быть частью синдрома, известного как псевдогипопаратиреоидизм (наследственная остеодистрофия Олбрайта).
• Дополнительные обследования не требуются.
• Первичная медицинская помощь: не требуется.
• Когда стоит обращаться: эта деформация чаще всего носит косметический характер. Направлять ребёнка к специалисту следует в исключительных случаях, когда деформация может влиять на функциональность.
• Специализированное лечение: брахидактилия. В исключительных случаях выполняется удлинение патологически изменённой плюсневой кости. Во время операции плюсневая кость может быть удлинена одномоментно на 10 мм и посредством постепенной дистракции — на 30 мм.
- Причины перекречивающихся пальцев стопы ребёнка и меры для их коррекции.
- Причины укорочения пальцев стопы ребёнка и меры для их коррекции.
- Причины сращивания пальцев стопы ребёнка и меры для их коррекции.
- Причины медиального отклонения большого пальца стопы ребёнка и меры для его коррекции.
- Причины латерального отклонения большого пальца стопы ребёнка и меры для его коррекции.
- Причины медиального отклонения мизинца стопы ребёнка и меры для его коррекции.
- Причины болей в пальцах стопы ребёнка и меры для их коррекции.
- Причины укорочения одной ноги у ребёнка и меры для ее коррекции.
- Причины удлинения одной ноги у ребёнка и меры для ее коррекции.
- Причины нарушений походки у ребёнка и меры для их коррекции.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка в первый год жизни происходит в строго определённые сроки. К двухмесячному возрасту ваш малыш уже умеет хорошо удерживать голову, внимательно следить за движущимися предметами, издавать гулкие звуки, улыбаться; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бок; в 4,5-5 месяцев – самостоятельно переворачивается со спины на живот и начинает брать игрушки; в 7 месяцев – умеет сидеть, ползать с 8 месяцев, а в 10-11 месяцев – встает у опоры и начинает ходить без поддержки к полутора годам.
Согласно общепринятым понятиям, отсутствие задержек в развитии служит важным показателем здоровья малыша. Но иногда бывают случаи, когда, несмотря на относительно нормальное психомоторное развитие, возникают определенные нарушения в координации движений, что вызывает беспокойство у заботливых родителей. Диапазон жалоб может варьироваться — от устойчивого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяцев до заметной асимметрии движений или нарушений походки после года. Явные аномалии, как правило, выявляются еще в роддоме. Например, это могут быть врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (когда рука ребёнка кажется «вялой», сгибается во всех суставах и прижата к туловищу), деформация стоп и прочее.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Своевременное обнаружение нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костной системы и функций суставов имеет огромное значение, поскольку с ростом и развитием ребенка эти состояния могут усугубляться, в результате чего потребуется больше терапевтических усилий для их иборьбы.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции).
Если возникают подозрения на нарушения в motorике, особенно при повторном обследовании (например, через месяц), очень важно понять, ухудшаются ли эти симптомы. Дополнительно может помочь использование инструментальных методов диагностики — УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строго определённым показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но стоит отметить, что многие аномалии формы тела и двигательной функции у маленького ребёнка можно точно диагностировать только путем постоянного наблюдения за динамикой.
Итак, рассмотрим основные моменты: «На что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Ответить на этот вопрос просто сложно, но, чтобы было понятнее, предлагаю следующий вариант:
- положение тела
- объём движений
- наличие асимметрии в двигательном наборе.
Приведу примеры
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша должны быть симметричны с обеих сторон. У ребёнка до трёх месяцев предплечья могут немного согнуться, а кисти сжаты в кулачки — это нормально. Однако, если при подтягивании за ручки ощущается слабость сгибательного движения с обеих сторон или снижена мышечная сила с одной стороны — это уже тревожный симптом.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Ребёнок начинает переворачиваться, но делает это преимущественно на одну сторону (как будто щадит другую часть тела). Он увереннее хватает игрушки одной рукой (другая «отстаёт»). Особенно это заметно после 5,5-6 месяцев.
Многие знакомы с «позой фехтовальщика» (влияние мышечного тонуса при повороте головы) — одна рука расправлена и приподнята ближе к лицу, в то время как другая согнута. Разница в ногах выражена менее заметно, но она тоже присутствует. В норме этот рефлекс исчезает в период с 4 до 6 месяцев. Если он сохраняется дольше, это выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если держать грудного ребёнка в вертикальном положении, поддерживая его подмышки, то в 4-5-6 месяцев его ножки могут быть выпрямлены, и он «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу шестого-седьмого месяца ребенок уже должны опираться на всю стопу. Если же наблюдается гиперэкстензия нижних конечностей с сильным приведением, а способность «стоять» на кончиках пальцев сохраняется после восьми месяцев — это может быть признаком заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Ярко выражена реакция «готовности к прыжку» (или известная как «реакция парашютиста» — упоминается в одной немецкой методичке). Она также связана с реакцией опоры верхних конечностей.
Когда взрослый поддерживает ребёнка за бедра и предоставляет возможность «падать» вперёд туловищем, малыш реагирует, вытягивая ручки и, в большинстве случаев, раскрывая ладошки. Проверка такой реакции проводится, как правило, в 10-11 месяцев.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает тот долгожданный момент в жизни маленького человека – он делает первые шаги! Не только укрепляются его мышцы и скелет, но и интеллект начинает развиваться, возникает стремление исследовать окружающий мир. Когда он уверен, что способен пройти самостоятельно на расстояние 20-30 метров, мы наблюдаем за его походкой и, если всё в порядке, поощряем его желание передвигаться, бегать и лазать, не забывая при этом о постоянном внимании к безопасности (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Теперь ему предстоит освоить более сложные двигательные навыки, сознательно обучаясь изяществу и ловкости движений.
Познаем мир ручками
Обращая внимание на маленькие пальчики и ладошки своего малыша, вы способствуете развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.
Когда малыш только-только родился, все в нем кажется таким необычным — огромные голубые глаза, крохотные пальчики на ножках, нежные складочки на животике. Но самым удивительным «инструментом» знакомства с новым миром, развития собственных возможностей и познания себя, без сомнения, становится рука ребенка. Правая и левая, а точнее — обе сразу.
Уже в утробе матери ребенок начинает осваивать движения своих рук — начиная с 7 месяца беременности он активно учится подносить пальчик к рту и сосать его, а также сжимать и разжимать кулачки. Заботливая мама обязательно услышит, как малыш стучит ладошкой (или локтём) изнутри — «привет, это я». В такие моменты важно поговорить с малышом, рассказать о любви и похвалить его за активные тренировочные моменты.
Привет, я родился!
У новорожденного руки сжаты в кулачки, а ноги (как и руки) находятся в согнутом состоянии, прижатые к телу. Не стоит переживать об этом: повышенный тонус мышц-микросгибателей у младенцев сохраняется примерно до 3-х месяцев, что считается физиологической нормой. В первые недели жизни ребенок учится управлять собственной головой и глазами, постепенно расправляя свое тело из «эмбрионального положения», и лишь затем начинает осваивать движения руками. Было бы замечательно, если в первые 2-3 месяца ваш малыш сможет проводить время в небольшой плетеной корзинке (в отличие от детской кроватки, которая может казаться ему слишком большой и неуютной) — это позволит ему с удовольствием трогать стенки корзинки, которые мягкие и приятные на ощупь.
Не следует использовать для новорожденных одежду с зашитыми рукавами: да, малыш может случайно поцарапать себя, но такие вещи ограничивают его возможности «познакомиться» с окружающим миром с помощью рук. Такое взаимодействие происходит постоянно: при кормлении малыш ощущает тёплую грудь мамы, играя на руках, дотрагивается до вашей одежды или волос, а лежа, чувствует прохладу простынки.
Трехмесячные ручки. Пальчики пока не очень послушны, но у многих младенцев ладошка к 2-3 месяцам уже раскрыта, а не сжата в кулачок. Именно этой ладошкой малыш и будет прикасаться к игрушкам, дающим разнообразные тактильные ощущения. Подвесьте над кроваткой (укрепите на переносной треноге или специальной надкроватной дуге) мягкие шарики из разных материалов — ребенок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой. Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: вместо однообразных пластмассовых погремушек можно повесить легкий колокольчик (или сразу несколько маленьких колокольчиков на одном шнурке), детский бубен, небольшую мягкую игрушку со звоном внутри, крупные деревянные бусы.Все эти предметы пригодятся малышу и в дальнейшем — для ощупывания и знакомства на зубок.
С 3 месяцев стоит начинать давать ребенку маленький мягкий поролоновый мячик (он удобно помещается в ладошке и позволяет сжимать его пальцами). Через несколько месяцев можно предложить полунадутый мяч для плавания, его тоже удобно держать, перекладывать и трясти. Важнейший момент первых месяцев – руки малыша начинают попадать в рот. Пора предоставить ему берестяную или деревянную погремушку. Это и вкусно, и приятно на ощупь!
Хваталкин-Держалкин
Развитие ручной моторики протекает по принципу «от плеча к кисти»: пройдёт целых 10-15 месяцев, прежде чем хаотичные движения младенца трансформируются в «предметные действия». То есть, маленькие ручки начнут использовать предметы по назначению: ложкой дети будут есть, а не стучать по столу, расчесываться только расческой, а не карандашом или стаканом.
Но до осознанных движений еще далеки, ведь малышу всего 4-5 месяцев! Убеждение и восхищение вызовет новое умение грудничка: лёжа на спине, он увлечённо захватывает свои ноги и тянет их к рту. Пальцы рук успешно знакомятся с каждым пальчиком ноги.
В этом возрасте дети хватают предметы двумя руками, трясут погремушкой, вложенной в руку, водят пальчиками по поверхности игрушки, одним словом, всячески ощупывают все, что под рукой. Предлагайте малышу игрушки не только удобные для захвата рукой, но и для удерживания в ней — из дерева, шерсти, бересты, шнурков (свяжите несколько разноцветных веревочек тремя-четырьмя узлами). Великолепны бусы из рудракши и обработанного янтаря, главное, чтобы они были хорошо закреплены на прочном шелковом шнуре. Некоторые из этих предметов можно привязать к прутьям детской кроватки.
На что можно опереться?
Во втором полугодии жизни малыш продолжает совершенствовать движения своей руки. А как же иначе он научится ползать, сидеть, вставать и ходить?
Обратите внимание, как важно для этих важных этапов развития рук ребенка иметь опору — малыш сможет ползать на четвереньках, только если его ладони будут открыты. Также он начнёт самостоятельно садиться благодаря рукам, ведь ему необходима опора во время первых нестабильных попыток! Наконец, ребенок не сможет вставать без поддержки, держась за прутья кроватки, юбку мамы или открытую дверку шкафа.
После 6 месяцев активно развиваются как общие движения рук, так и мелкая моторика пальцев. Малыш начинает интенсивно размахивать руками и тем, что у него в руках (через некоторое время он будет стучать и извлекать звуки из предметов). Позвольте ему исследовать разнообразные тактильные ощущения и укреплять мышцы рук. Металлическая крышка от новогоднего подарка совершенно отличается от крупной пластиковой крышки от детского крема, а удержать нежный шелковый платок в руках намного сложнее, чем плоский кусочек поролона; браслетик на запястье может вызвать вопросы, как его снять — это поможет развить двигательные навыки и умение поворачивать кисть, а счеты будут отличной игрой для перебирания мелких компонентов.
«Разговорные» пальчики
Для полноценного психического развития ребенка крайне важно, как хорошо он управляет своими руками. Развитие центральной нервной системы помогает малышу связывать увиденное и услышанное с направлением и траекторией движений его рук.
Совершенствование таких движений (особенно кисти) ускоряет развитие речевого центра головного мозга, то есть способствует умению говорить. Полноценное развитие движений руки в раннем возрасте — это один из необходимых этапов в совершенствовании мыслительной деятельности, ведь площадь рук занимает от 60 до 80% в общей площади коры головного мозга! Самые обширные зоны «обслуживают» движения кисти и большого пальца. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вряд ли наши прабабушки знали об этом, тем не менее всем известные «Сорока-белобока», «Ладушки» и аналогичные пальчиковые игры входят в обязательный репертуар веселого обучения младенцев с давних пор. Вот еще несколько примеров подобных игр и упражнений:
Птичка, птичка, вот тебе водичка (водите указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша). Вот тебе и крошки на моей ладошке (нежно пощипайте ладошку). Этот пальчик хочет спать (перебирайте пальчики), Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Ну а этот — уж заснул! Лишь один мизинчик Пошел в магазинчик. Палец толстый и большой В сад за сливами пошел.
Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний палец — самый меткий: Он срывает сливы с ветки, Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает.
Ивану-большаку — дрова рубить (загибайте пальчики в кулачок), Ваське-указке — воду носить. Мишке-среднему — печку топить. Гришке-сиротке — кашу варить. А крошке-Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать (раскройте кулачок малыша).
А вот еще один чудесный вариант:
Мой пальчик-непоседа (поочередно трогайте каждый пальчик), Быстрее шевелись, А если вдруг устанешь, Скорей сюда садись (дотроньтесь каш либо пальчиком до носика, животика или же ножки).
Физиологи советуют активировать речевое развитие малышей через тренировку движений пальцев рук. С 6-7 месяцев регулярно проводите массирование кистей и пальцев, уделяя каждой фаланге 2-3 минуты — разминать и гладить их.
С 10 месяцев продемонстрируйте младенцу активные упражнения для всех пальцев с достаточной амплитудой: предложите катать пальчиками деревянные шарики и кольца различных диаметров, разминать шарики из теплого теста, безопасного пластилина (это должно быть указано на упаковке). Можно заниматься строительством из кубиков разных форм и размеров, пробовать собирать пирамидки из двух-трёх элементов, перекладывать незаточенные карандаши из одной коробочки в другую, крупные пуговицы.
Эти простые пальчиковые упражнения и игры не только благотворно влияют на развитие речи, но и подготавливают ребенка к рисованию и письму. Кисти и пальчики приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Маленькие ручки вашего малыша продолжают открываться миру: у них впереди столько интересного! Ведь рука — это самый совершенный инструмент, важнейший орган чувств, незаменимый помощник человека в общении.
Что умеют эти ручки: проверьте себя
Характеристика
Возраст
Хаотические движения рук
Условные этапы развития мелкой моторики до 1 года
Условные – потому, что не все дети развиваются одинаково. Но приблизительно, именно, в такой последовательности дети овладевают описанными ниже способностями к указанному возрасту.
1 мес. – ручки сожаты в кулачки. В этот период собственная рука является одним из главных объектов, на котором фиксирует взгляд малыш.
2 мес. – руки ещё сжаты в кулачки. Ребёнок начинает часто разглядывать свои руки.
3 мес. – он начинает стремиться дотянуться до предметов, стараться схватить, например, игрушку, висящую над кроваткой.
4 мес. – ребенок проявляет интерес к пальцам, умеет держать погремушку, размахивая ею. Когда игрушка оказывается в поле зрения, рука начинает двигаться под контролем глаз.
5 мес. – хватает игрушки, предметы, прижимая пальцами к ладони, начинает ощупывать.
6 мес. – малыш точно направляет руку к игрушке, может взять по предмету в каждую руку (схватить и удерживать), или исследовать один предмет обеими руками.
7 мес. – малыш настойчиво упражняет пальцы – продолжается совершенствование в хватании предметов.
8 мес. – активно начинают работать не только большой, но и указательный палец. Появляются попытки снимать и закрывать крышки, открывать коробочки с помощью указательного пальца, подобно спичечным коробкам.
9 мес. – наблюдается резкий скачок в развитии тонкой моторики. Ребенок начинает брать предметы не хватательным, а загребающим движением. Обычно сначала касается указательным пальцем, а затем берет двумя пальцами (шарики, лёгкие игрушки). Прогресс в моторике ведет к достижению результатов в речи и мышлении.
10 мес. – изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета. К 10 мес. – учимся разбирать и собирать пирамиду без учёта размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, вкладывать карандаш в ручку, учить рисовать «каракули». Появляется в этом возрасте указательный жест. Это очень важный момент в жизни ребёнка, который предшествует появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
11 мес. – прежде чем взять любой предмет, он заранее формирует пальцы в соответствии с его размерами и формой, таким образом, вырабатывается координация между рукой и глазом.
12 мес. – постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи. Вкладывает один предмет в другой; открывает коробочку, ящик; пользуется ложкой.
Для чего нужны занятия, развивающие мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики рук влияет на высшие психические функции и свойства сознания, включая внимание, мышление, восприятие пространства и визуальную координацию, а Воображение и наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.
Интеллект развивается через мелкую моторику. Работа мозга ребенка тесно связана с тактильными ощущениями, которые он получает с помощью своих пальцев и ладоней. Дети младше года активно используют тактильные ощущения, предпочитая познавать предметы на ощупь. Поэтому очень важно предоставить младенцам максимально разнообразные фактуры, позволяющие им исследовать новые материалы. Хорошим решением станет использование мешков из различных тканей (махровой, хлопковой, шерстяной, холщовой), наполненных природными материалами — фасолью, крупами, солью, маленькими камешками.
Чтобы тактильные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малыша были разнообразными, нужно предлагать разные игры: на ощупывание, вкладывание, захватывание. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки. Ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем. Нужно помнить, что игра с ручками должна доставлять радость и положительные эмоции ребёнку.
Задача взрослых – помочь в этом процессе. Для успешного и эффективного обучения родителям стоит придерживаться нескольких принципов: делать занятия увлекательными; обеспечивать положительные эмоции, говорить тихо и спокойно; проводить короткие, но частые тренировки, чтобы не утомить малыша; похвалить даже самого младшего (он обязательно почувствует это по вашему тону); регулярно повторять занятия.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Можно применять следующие подходы:
— наглядно-действенный метод обучения;
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество развивающих игр и упражнений.
Занятия и игры для развития мелкой моторики у самых маленьких можно делить на несколько групп:
-игры с мелкими предметами;
— Лепка и рисование.
Массаж представляет собой разновидность пассивной гимнастики, включаемой в повседневную практику для малышей. Данная процедура весьма полезна, поскольку способствует улучшению моторики. По мнению многих экспертов, такая практика также стимулирует умственное развитие ребенка.
Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную). Массировать ручки можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с 6-7 мес. С 10 мес. добавляют активные движения пальцев рук. Малышам можно давать лёгкие шарики, или пупырчатые: мячик, палочки, шарик (су-джок), чтобы они перекатывали в ладошках, теребили пальчиками. Хорошо приспособить для массажа пальчиков зубную щётку, деткам очень нравится чистить пальчики щёточкой и они с удовольствием дают свои ручки.
Пальчиковые игры для детей в возрасте одного года играют ключевую роль в развитии моторики пальцев и кистей. Выполняя различные мелкие движения, малыш способствует развитию речевых функций, что происходит благодаря активной работе коры головного мозга. Игровые действия с пальцами и ладошками, такие как поглаживание, похлопывание и сгибание, помогают формировать доверие и развивают коммуникативные навыки.
Примерно в полгода пальчики ребенка уже готовы для развития более тонких движений, именно тогда можно начинать разучивать традиционные пальчиковые игры «ладушки», «сороку-белобоку», «козу рогатую». Эти классические детские забавы позволят развить быстроту реакций и пространственное мышление малыша, усовершенствовать координацию движений детских ручек и пальчиков.
К 10 месяцам жизни полезны пальчиковые игры, включающие сортировку мелких предметов, например, камешков, пуговиц, различных круп и крышечек.
Существует множество игрушечных занятий, способствующих развитию моторики рук и пальцев. Вот несколько простых и эффективных вариантов.
Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.
— Разрывание бумаги. С детьми примерно с семимесячного возраста можно работать с кусочками цветной бумаги, позволяя им мять, щупать и рвать её на мелкие части.
· Бусы. Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.
— Очищение вареного яйца. В возрасте одного года это занятие прекрасно подходит для тренировки мелкой моторики. В ходе игры развивается «пинцетный» захват, что способствует укреплению силы пальчиков.
— Отрывание кусочков скотча, приклеенных на кубик. Игра на развитие моторики для детей 1 года. Необходимо наклеить полоски скотча на крупный кубик, чтобы края были доступны для захвата малышу.
· Разворачивать предметы, завернутые в фольгу. Можно завернуть в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложить малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом нужно оставить торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
— Протыкивание монет, палочек или трубочек в коробке с отверстиями. Эта деятельность идеально тренирует моторные навыки, позволяя малышу толкать предметы в узкие прорезы.
· Выбирать из крупы мелкие предметы. Достаем мелкие предметы из крупы – это могут быть игрушки из киндер яичек. Отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
— Овладение откручивающимися крышками и застежками, такими как молнии и липучки. Игры, связанные с застегиванием и расстегиванием, а также с закручиванием крышек, прекрасно развивают моторику рук. Для этого можно использовать старые сумки, кошельки или упаковки от косметики.
· Игры с прищепками. Это прекрасный тренажер для пальчиков. Мама может их пристегивать к одежде малыша, подушке, мягкой игрушке, вырезанным формам. Стягивая их, ребенок будет упражнять свои ручки и пальчики.
Также для развития мелкой моторики отлично подходят игрушки. Очень полезны развивающие мозаики, кубики, пирамидки, конструкторы и пазлы. Кроме того, стоит обратить внимание на слингобусы (вязаные бусики, подходящие для детских ладошек), погремушки с различными текстурами, мягкие книги из ткани и клеенки, развивающие панели с кнопками и задвижками, а также сортеры и матрешки.
В ходе игр развиваются следующие движения:
— Хватание: ребёнок учится целенаправленно захватывать предметы;
— Соотносящие действия: ребёнок овладевает умением сочетать два объекта или их части; именно этот принцип лежит в основе дидактических игрушек, таких как пирамиды и матрешки;
-подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий (движение кистей и пальцев рук).
Игры и упражнения не только укрепляют руки и пальцы малыша, но и развивают согласованность движений и дифференциацию активности пальцев.
Занятия должны проводиться с обязательным участием взрослых. Важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие игры и упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординировано.
Для развития моторики рук и пальчиков отличным инструментом являются бизиборды. Во время работы с бизибордами развивается ряд полезных навыков:
1. Мелкая моторика: активная работа с мелкими деталями способствует развитию мозга.
2. Память: запоминают цвета, формы, количество, расположение.
3. Логическое мышление: ребёнок осваивает последовательность действий.
4. Координация движений: учатся управлять своими движениями.
5. Усидчивость: благодаря множеству различных действий ребёнок не утомляется, а переключает внимание.
Рисование – это занятие, которое приносит радость всем детям, а также способствует развитию мелкой моторики и массажу ладошек. И не обязательно ограничиваться лишь бумагой и карандашами; можно рисовать на снегу, песке, запотевших окнах или асфальте.
Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Рисовать с малышом можно уже начинать с 7 месяцев. Как только ребенок начинает сидеть, мама может рисовать его пальчиком, ладошками. Для этого вида деятельности хорошо подойдет медовая акварель, сок из ягод, сок из овощей (тыквы, морковки, свеклы). Можно рисовать и по крупам.
При использовании красок малышу можно предлагать не только палец и ладошку, но и разнообразные инструменты, такие как зубные щётки, губки, ватные палочки и спонжи.
Ближе к 1 году в ручку малыша вкладываем карандаш, мелок. После 1года – кисти разной толщины. Совместно с крохой рисуем «палочки», «дорожки», «ниточки», «клубочки», «шарики». При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для малышей – это, прежде всего, игра.
Лепка считается одним из наиболее эффективных способов развития мелкой моторики. Начинать занятия лепкой можно с 10-11 месяцев. В процессе лепки дети знакомятся с пластичными материалами и осваивают различные техники работы: разминание, обрывание и прочее.
Чтобы ознакомиться с материалом, вам необходимо скачать файл: Развитие мелкой моторики с младенчества.